Содержание статьи
1. Экспертные системы
Экспертные системы делают ошибки. Существует еще одно очень важное отличие ЭС от традиционных программ. Тогда как традиционные программы разрабатываются таким образом, чтобы каждый раз порождать правильный результат, ЭС разработаны с тем, чтобы вести себя как эксперты, которые, как правило, дают правильные ответы, но иногда способны ошибаться.
Зарубежный опыт показывает, что экспертные системы разрабатываются в основном в университетах, научно-исследовательских центрах и коммерческих организациях, в том числе и для финансовой индустрии. В сфере финансового обслуживания эти системы помогают страховым компаниям анализировать и оценивать коммерческий риск, устанавливать размеры ссуд при кредитовании организаций, составлять сметы проектов и т.д.
Недостатком экспертных систем, характерным для их современного состояния, является меньшая приспособляемость к обучению новым правилам и концепциям, к творчеству и изобретательству. Использование экспертных систем позволяет во многих случаях отказаться от высококвалифицированных специалистов, но предполагает оставить в системе место эксперту с более низкой квалификацией. Экспертные системы служат средством для расширения и усиления профессиональных возможностей конечного пользователя. Наиболее уязвимы экспертные системы в распознавании границ своих возможностей и демонстрируют ненадежное функционирование вблизи границ их применимости. Дальнейший прогресс в области искусственного интеллекта со временем предложит способы выявления границ своих возможностей. Другим недостатком экспертных систем являются значительные трудозатраты, необходимые для пополнения базы знаний. Получение знаний от экспертов и внесение их в базу знаний представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными затратами времени и средств. Проектирование экспертных систем также имеет определенные трудности и ограничения, которые влияют на их разработку.
Так же, как и MYCIN , PROSPECTOR вовлекает геолога в диалог, с тем чтобы, опираясь на его наблюдения в качестве источника исходных данных, выбрать модель и дать ответ на вопросы «Где бурить?» и «Где искать?». В 1984 г. система достаточно точно предсказала существование месторождения молибдена, оцененного в многомиллионную сумму.
Самосознание. Экспертные системы имеют знания, позволяющие им рассуждать об их собственных действиях, и структуру, упрощающую такие рассуждения. Например, если ЭС основана на правилах, то ей легко просмотреть цепочки выводов, которые она порождает, чтобы прийти к решению задачи. Если заданы ещё и специальные правила, из которых ясно, что можно сделать с этими цепочками выводов, то можно использовать эти знания для проверки точности, устойчивости и правдоподобия решений задачи и даже построить доводы, оправдывающие или объясняющие процесс рассуждения. Это знание системы о том, как она рассуждает, называется метазнаниями, что означает всего лишь знания о знаниях. У большинства ныне существующих ЭС есть так называемый механизм объяснения. Это знания, необходимые для объяснения того, каким образом система пришла к данным решениям. Большинство этих объяснений включают демонстрацию цепочек выводов и доводов, объясняющих, на каком основании было применено каждое правило в цепочке. Возможность проверять собственные процессы рассуждения и объяснять свои действия – это одно из самых новаторских и важных свойств ЭС.
Символьные рассуждения. Эксперты, решая какие-то задачи (особенно такого типа, для решения которых применяются ЭС), обходятся без решения систем уравнений или других трудоемких математических вычислений. Вместо этого они с помощью символов представляют понятия предметной области и применяют различные стратегии и эвристики в процессе манипулирования этими понятиями. В ЭС знания тоже представляются в символьном виде, т.е. наборами символов, соответствующих понятиям предметной области.
Искусственная компетентность экспертных систем не заменяет полностью человека. Эксперт-человек способен реорганизовать информацию и знания и использовать их для синтеза новых знаний. В области творческой деятельности люди обладают большими способностями и возможностями по сравнению с самыми умными системами. Эксперты справляются с неожиданными поворотами событий и, используя новые подходы, способны проводить аналогии из других предметных областей. Эксперты адаптируют к изменяющимся условиям и приспосабливают свои стратегии к новым обстоятельствам в более широком диапазоне проблем и задач. Экспертные системы менее приспособлены к обучению на уровне новых концепций и новых правил. Они оказываются не столь эффективны и мало пригодны в тех случаях, когда надо учитывать всю сложность реальных задач.
Эксперты могут непосредственно воспринимать весь комплекс входной информации: символьной, визуальной, графической, текстовой, звуковой, осязательной, обонятельной. У экспертной системы есть только символы, с помощью которых представлены базы знаний, воплощающие те или иные концепции. Преобразование сенсорной информации в символьную сопровождается потерей части информации.
Семантический поиск — это подход, который обеспечивает более тесное смысловое соответствие между текстом поискового запроса и результатами поисковой выдачи на основе анализа намерений пользователя, осуществляющего поиск, контекста его запроса и взаимосвязи между словами.
Ещё один способ определить ЭС – это сравнить их с обычными программами. Главное различие состоит в том, что ЭС манипулируют знаниями, тогда как обычные программы манипулируют данными. Специалисты в области ИИ имеют несколько более узкое и более сложное представление о том, что такое ЭС. Под экспертной системой понимается программа для ЭВМ, обладающая: компетентностью, символьным рассуждением, глубиной и самосознанием.
Можно сказать, что семантический поиск — это технология, которая использует модель графа знаний и позволяет системам искусственного интеллекта понимать значение сущностей и связей между ними, давая таким образом возможность увеличить точность поиска и степень его персонализации.
Но главное, что огромный объем знаний, которым обладают эксперты-специалисты (профессиональные знания и знания о мире и действующих в нем законах), не удается пока встроить в интеллектуальную систему, тем более столь специализированную, какой является любая экспертная система.
Экспертные системы были одними из первых действительно успешных форм программного обеспечения для ИИ. Экспертная система эмулирует способность человека-эксперта по принятию решений путем рассуждений на основе совокупности знаний, представленных в виде правил. Первые экспертные системы были созданы в 1970-х годах. К наиболее ранним примерам можно отнести программу MYCIN , которая была разработана в 1972 году и диагностировала инфекционные заболевания крови.
Традиционные программы для решения сложных задач, напоминающих те, которые подходят для ЭС, тоже могут делать ошибки. Но их ошибки чрезвычайно трудно исправлять, поскольку стратегии, эвристики и принципы, лежащие в основе этих программ, явно не сформулированы в их тексте. Следовательно, эти ошибки нелегко определить и исправить. Подобно своим двойникам-людям ЭС могут делать ошибки. Но в отличие от обычных программ, они имеют потенциальную способность учиться на своих ошибках. С помощью компетентных пользователей можно заставить экспертные системы совершенствовать свое умение решать задачи в ходе практической работы.
Экспертная система должна демонстрировать компетентность, т.е. достигать в конкретной предметной области того же уровня, что и специалисты-эксперты. Недостаточно находить хорошие решения, это надо делать быстро. Системы должны иметь не только глубокое, но и достаточно широкое понимание предмета. Методы нахождения решений проблем достигаются на основе рассуждений, исходящих из фундаментальных принципов в случае некорректных данных или неполных наборов правил. Такие свойства наименее разработаны в компьютерных экспертных системах, но именно они присуши специалистам высокого уровня.
Одним из примеров применения методов символьного ИИ можно назвать семантический поиск, который развивают провайдеры поисковых сервисов. Семантический поиск пытается использовать намерения пользователя и семантику слов для поиска нужного контента. Он выходит за рамки подбора релевантных ссылок просто, по ключевым словам, используя информацию, которая может не присутствовать непосредственно в тексте (сами ключевые слова), но тесно связана с тем, что хочет найти пользователь. Например, найти куртку по запросу «куртка» достаточно тривиально, но если, например, человек формулирует вопрос в виде фразы «теплая одежда для зимы», то вполне возможно, что ему подойдет сайт, где продается теплая куртка, при этом, может быть, пользователь ищет свитер или занят поиском термобелья. Для того чтобы выдать такой исчерпывающий ответ, нужно найти связь между всеми этими понятиями.
Понимание взаимосвязи между словами, отношений между сущностями позволяет улучшить качество поиска. Для решения данной задачи используются уже упомянутые нами графы знаний 31 Графы знаний — сетевые структуры данных, представляющие знания о реальном мире. В узлах сети могут располагаться любые объекты (люди, компании, цифровые активы и т. д.), а связи между узлами соответствуют отношениям между узлами . По данным компании Google, она начала первой использовать графы знаний для реализации семантического поиска в 2012 году. В это время в компании появился лозунг «сущности и контекст, вместо строк ключевых слов», известный также в короткой его форме «сущности, а не строки». Граф знаний объединяет большой объем общедоступной информации о различных сущностях и их признаках, свойствах и связях между этими сущностями. В 2013 году в поисковой системе Google появился алгоритм Hummingbird (Колибри), который считается первым поисковым алгоритмом, в котором был реализован семантический поиск, направленный на решение задачи «страницы, соответствующие смыслу, должны быть в приоритете по сравнению со страницами, соответствующими лишь нескольким поисковым словам». По сути, это означает, что страницы, которые лучше соответствуют контексту и намерениям пользователя, должны ранжироваться выше, чем страницы, которые повторяют ключевые слова без контекста. Для поисковиков это было очень важно, учитывая, что появилось множество недобросовестных методов для поднятия рейтинга страниц путем накачки ключевых слов. В настоящее время графы знаний широко используются технологическими гигантами, которым необходим анализ огромных объемов неупорядоченных данных. Не только Google использует графы знаний. Facebook 32 Facebook — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена также использует данную форму организации информации, чтобы отслеживать сети людей и связи между ними, с учетом такой информации, как любимые фильмы и актеры, посещенные мероприятия и т. п.
Так например, экспертная система FOLIO (Стенфордский университет, США) помогает консультантам по инвестициям определять цели клиентов и подбирать портфели ценных бумаг, наиболее соответствующие этим целям. Система определяет нужды клиента в ходе интервью и затем рекомендует, в каких пропорциях надо распределить капиталовложения между разными фондовыми инструментами, чтобы наилучшим образом удовлетворить запросы клиента. Система различает небольшое число классов ценных бумаг (например, ориентированные на дивиденды акций с невысоким уровнем риска или ориентированные на акции с высоким уровнем риска) и содержит знания о свойствах (например, годовых процентах на капитал) ценных бумаг каждого класса. В системе применена основанная на правилах схема представления знаний с прямой цепочкой рассуждений для вывода целей и схема линейного программирования для максимизации соответствия между целями и предлагаемым портфелем. Система доведена до уровня демонстрационного прототипа.
Таким образом, графы знаний — это инструмент сбора информации из разнородных источников и структурирования большого количества взаимосвязанных данных, которые можно исследовать с помощью запросов. Графы знаний используются для создания таких систем, как семантические поисковые системы, рекомендательные системы и разговорные боты.
Создание и использование экспертных систем является одним из концептуальных этапов развития информационных технологий. В основе интеллектуального решения проблем в некоторой предметной области лежит принцип воспроизведения знаний опытных специалистов — экспертов. Исходя из собственного опыта, эксперт анализирует ситуацию и распознает наиболее полезную информацию, оптимизирует принятие решений, отсекая тупиковые пути.
Глубина. Экспертная система должна иметь глубокие знания; это значит, что она способна работать эффективно в узкой предметной области, содержащей трудные, нетривиальные задачи. Поэтому правила в ЭС с необходимостью должны быть сложными либо в смысле сложности каждого правила, либо в смысле их обилия. Экспертные системы, как правило, работают с предметными областями реального мира, а не с тем, что специалисты в области ИИ называют игрушечными предметными областями. В предметной области реального мира тот, кто решает задачу, применяет фактическую информацию к практической проблеме и находит решения, которые являются ценными с точки зрения некоторого критерия, определяющего соотношение стоимости и эффективности. В игрушечной предметной области либо задача подвергается чрезвычайному упрощению, либо производится нереалистическая адаптация некоторой сложной проблемы реального мира. Тот, кто решает такую проблему, обрабатывает искусственную информацию, которая в целях облегчения решения упрощена и порождает решения, имеющие чисто теоретический интерес. В тех случаях, когда по отношению к сложной задаче или данным о ней сделаны существенные упрощения, полученное решение может оказаться неприменимым в масштабах, которые характерны для реальной проблемы. Рекомендации, методы представления знаний, организация знаний, необходимые для применения методов решении задач к этим знаниям, часто связаны с объемом и сложностью пространства поиска, т.е. множества возможных промежуточных и окончательных решений задачи. Если проблема сверх упрощена или нереалистична, то размерность пространства поиска будет, скорее всего, резко уменьшена, и не возникнет проблем с быстродействием и эффективностью, столь характерных для реальных задач.
Широкое распространение экспертные системы получили в 1980-х годах. В 1980 году для корпорации Digital Equipment Сorp . была создана экспертная система под названием XCON , которая, по свидетельству разработчиков, экономила до 40 млн долларов ежегодно. С начала 1980-х годов корпорации по всему миру начали разрабатывать экспертные системы. Можно сказать, что выход из очередной зимы искусственного интеллекта в 1980-х годах произошел именно на волне разработок ИИ в форме экспертных систем. Основные элементы экспертной системы показаны на рис. 1.20.
Назначение экспертных систем – формирование и вывод рекомендаций в зависимости от текущей ситуации, которая описывается совокупностью сведений, данных, вводимых пользователем в диалоговом режиме. Выдаваемые компьютером рекомендации должны соответствовать рекомендациям специалиста высокой квалификации.
Одна из проблем, с которой столкнулись разработчики экспертных систем, состояла в сложности пересмотра знаний после того, как они были закодированы в механизме правил. Накопление новых данных в экспертных системах позволяло увеличивать объем знаний, но при этом новые правила не позволяли отменить старые. Этого недостатка были лишены конкурирующие системы машинного обучения, которые в отличие от систем, построенных на правилах, могли быть переобучены на новых данных и не требовали непосредственного контакта с экспертом.