Содержание статьи
Как создать искусственный интеллект? (Почти) исчерпывающее руководство
Стадия 2. Принятие
Когда спесь немного сбита студенческой литературой, можно приступать к практике. Бросаться на LISP или другие функциональные языки пока не стоит — сначала стоит освоиться с принципами проектирования ИИ. Как для быстрого изучения, так и дальнейшего развития прекрасно подойдёт Python — это язык, чаще всего используемый в научных целях, для него вы найдете множество библиотек, которые облегчат ваш труд.
В конечном итоге, ответить на вопрос о способности искусственного интеллекта создавать изобретения может только практика. А она показывает, что уже сегодня искусственным интеллектом создаются технические решения, которые могут быть запатентованы в качестве изобретений. (Наиболее «нашумевший» пример 2019 года – изобретение пищевого контейнера системой искусственного интеллекта DABUS.)
Нейронные сети создаются людьми — методом проб и ошибок. Изначально люди не имеют чёткого представления о том, что работает, а что нет. Нет гарантии, что учёные найдут лучшее решение. Именно поэтому актуальна автоматизация. Самый распространённый её способ — позволить ИИ самому создавать для себя схемы, тестировать их и выбирать лучшие. Этот метод получил название NAS — поиск нейронной архитектуры.
А ведь действительно, именно желание создать совершенный искусственный интеллект, будь то игровая модель или мобильная программа, сподвигла на путь программиста многих из нас. Проблема в том, что за тоннами учебного материала и суровой действительностью заказчиков, это самое желание было заменено простым стремлением к саморазвитию. Для тех, кто так и не приступил к исполнению детской мечты, далее краткий путеводитель по созданию настоящего искусственного разума.
С этим вопросом уже столкнулись на практике правоприменительные органы некоторых стран. Очевидно, что урегулирование сложившейся ситуации потребует внесения изменений как в законы отдельных стран, так и в международные соглашения, действующие в сфере охраны интеллектуальной собственности.
Как это можно сделать? Уилл Хевен выделяет два подхода к созданию автоматических алгоритмов обучения. Первый, не сговариваясь, придумали в двух центрах — DeepMind и OpenAI. Суть в использовании рекуррентных нейронных сетей. Их активация аналогична активации нейронов в голове — нейросети, подобно мозгу, начинают самостоятельно создавать алгоритмы. Они учатся самостоятельно. И некоторые из них уже работают лучше, чем те, что созданы человеком.
Как создать мозг
И даже если AGI никогда не изобретут, подход самообучения всё равно достоин внимания, считает Хевен. Его собеседник Джефф Клун говорит, что миру от ИИ нужно явно больше, чем создание ботов для игры в GO. Умная машина должна сама ставить задачи, решать их, а затем придумывать новые. Она может научиться ходить, играть в классики, а затем, может быть, и играть в логические игры. Но развитие на этом точно не закончится. «Система может обновляться постоянно, у неё просто нет границ», — говорит Джефф Клун.
Клун напоминает, что интеллект возник из простых начал: «Ваш мозг создал простой алгоритм эволюции Дарвина. При этом именно ваш мозг — самый интеллектуальный алгоритм обучения, который известен во Вселенной». Почему бы не воспроизвести алгоритм его создания? Возможно это проще, чем создать сам интеллект!
И да, вся или почти вся литература по данной тематике представлена на иностранном языке, поэтому если хотите заниматься созданием ИИ профессионально — необходимо подтянуть свой английский до технического уровня. Впрочем, это актуально для любой сферы программирования, не правда ли?
Хевен знакомит нас с Эстебаном Реалом — инженером Google. Он использовал NAS, чтобы создать нейросеть, которая распознаёт изображения. В итоге она превзошла лучшие сети, созданные человеком. Эта система стала частью AutoML — процесса автоматизации применения машинного обучения. AutoML позволяет быстрее и проще создавать решения и модели. Они, в свою очередь, часто оказываются эффективнее моделей ML, созданных вручную. AutoML от Google cегодня открыта для всех: её используют компании по всему миру.
В Google пошли ещё дальше — создали систему Google AutoML Zero, которая разрабатывает искусственный интеллект с нуля. На старте ей задают только базовые математические концепции. Результат работы поразил. Так, к примеру, система самостоятельно пришла к использованию алгоритма градиентного спуска, который часто используется разработчиками при обучении нейронных сетей. «Я был очень удивлён, — говорит Реал. — Это очень простой алгоритм, он занимает ровно шесть строк кода, но работает именно так, как нужно».
Чтобы ответить на этот вопрос, автор обращается к понятию нейронных сетей. Они состоят из нескольких слоёв искусственных нейронов, которые закодированы в программном обеспечении. Каждый из этих слоёв может быть связан с другим. Здесь можно экспериментировать: новые комбинации часто приводят к открытиям.
Однако с появлением систем искусственного интеллекта, основанных на машинном обучении, многое изменилось. Системы, которые способны самообучаться, могут достигать большего знания, чем их создатели. Соответственно, вполне вероятно, что они могут выдавать решения, которые являются гениальными с точки зрения сегодняшнего знания, доступного изобретателю-человеку.
Искусственный интеллект сам является инструментом, созданным творческим трудом человека, и говорить о возможности указания его в качестве изобретателя не только непривычно, но и несколько странно. Но главное, что это не соответствует закону. Закон требует указания в качестве автора именно человека.
Стадия 1. Разочарование
На этой неделе вы могли прочитать крайне мотивирующей кейс от ученика GeekBrains Валерия Турова, который изучил профессию «Программист Java», где он рассказал об одной из своих целей, которая привела в профессию — желанию познать принцип работы и научиться создавать самому игровых ботов.
Исследователи двигаются в эту сторону. Создают машины, которые учатся нескольким вещам сразу и справляются с неожиданными ситуациями. Многие считают, что это и есть лучший путь к созданию общего искусственного интеллекта. «Можно запустить алгоритм, который не обладает серьёзным интеллектом изначально. И наблюдать, как он умнеет на глазах — вплоть до AGI», — говорит Джефф Клун.
Существует общий термин «сильный искусственный интеллект» (Strong AI), некоторые эксперты считают, что в это понятие входит не только общий искусственный интеллект (AGI), но и искусственный сверхинтеллект (ASI). Это такой искусственный разум, который не только обладает самосознанием и в целом не уступает человеческому, но и принципиально превосходит его в некоторых областях. Известным примером из массовой культуры такого «сильного» искусственного интеллекта является HAL 9000 из романа «2001: Космическая одиссея» Артура Кларка.
Организация, в которой создано изобретение, заинтересована в получении исключительного права на него и, соответственно, в возможности его монопольного коммерческого использования. Однако при подаче заявки на регистрацию такого изобретения возникнет вопрос: кого указать в качестве автора?
Но как сделать ИИ гибким? Лучший способ — дать ему право решать проблемы самому. Так считает Джейн Ван, исследователь лондонского центра DeepMind. Задача учёных — не только натаскивать ИИ на конкретные задачи, но и научить решать эти задачи новыми, нестандартными способами, которые предложит сама система.
Когда мы говорим о создании хотя бы простых ботов, глаза наполняются блеском, а в голове мелькают сотни идей, что он должен уметь делать. Однако, когда дело доходит до реализации, оказывается, что ключом к разгадке реальной модели поведения является математика. Да-да, искусственный интеллект куда сложнее написания прикладных программ — одних знаний о проектировании ПО вам не хватит.