Содержание статьи
ДОКТРИНА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (КОГНИТИВНАЯ ИНФОРМАТИКА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дерябин Н. И.
Следует отметить, что в таком случае мозг — это не более чем инструментальный аппарат сознания человека. Его основные функции — обработка полученной от органов чувств информации на геномном уровне и принятие решений в процессе адаптации к окружающей среде на основе заложенных в генетическом коде алгоритмов и программ. Иными словами, без взаимодействия мозга с квантовым сознанием человек представляет собой биоробота, функционирующего в соответствии с заданной генетической программой1. Поэтому, считать, что, если воспроизвести нейро-сети по образу человеческого мозга, мы получим искусственный интеллект — величайшее современное заблуждение. Для создания ИИ необходима разработка соответствующего концептуального аппарата — когнитивной информатики, раскрывающей законы и закономерности информационного взаимодействия мозга человека с его квантовым сознанием, а также с суперсознанием в нелокальном пространстве. И начать следует с эволюции мозга.
Сегодня в большинстве случаев люди создают вместо систем искусственного интеллекта именно биороботы (лимбический уровень мозга). Это, конечно же, заблуждение (возможно умышленное). Понимая, что интеллектуальные системы всегда будут ориентированы на сознание человека (неокортекс), становится очевидной необходимость участия в этом процессе врачей-кибернетиков, изучающих сознание человека и когнитивные функции его мозга, в том числе и в военных целях. И речь идёт не просто об участии, но и о руководстве такими исследованиями для исключения фатальных результатов в будущем. В отношении ядерного оружия человечество такую опасность осознало, а в отношении ИИ — ещё нет. Поэтому создание соответствующего концептуального аппарата и разработка с этой целью когнитивной информатики в настоящее время крайне актуальна.
который «может осознавать себя и мыслить подобно человеку в принципе невозможно»1. Такого же мнения придерживался ещё один американский учёный — Хьюберт Дрейфус2. А любые вариации, не учитывающие эти ограничения при создании ИИ, чреваты непредсказуемыми последствиями из-за невозможности тотального контроля со стороны человечества процесса эволюции своего творения в имеющем сейчас место неудовлетворительном состоянии духовного развития многих людей на планете Земля и разобщённости государственных интересов в человеческом сообществе. Стивен Хокинг в апреле 2017 года на видеоконференции, проходившей в Пекине, резюмировал: «Развитие искусственного интеллекта может стать как наиболее позитивным, так и самым страшным фактором для человечества. Мы должны осознавать опасность, которую он собой представляет»3. По его словам, «новейшие технологии могут привести к деградации человека, сделать его беспомощным перед лицом природы».
Искусственный интеллект (ИИ) — это комплекс методик математики, биологии, психологии, кибернетики и других наук, с помощью которого создаются технологии для написания «интеллектуальных» программ и обучения компьютеров самостоятельному решению задач. Главная задача искусственного интеллекта — это моделирование человеческого разума.
«Одним из базовых свойств интеллекта является строительство абстрактных концепций. То есть, если в своём мышлении мы моделируем ситуацию, в которой в будущем получим много выгод, то подсознательно станем программировать себя на успех. Ну а если не сможем построить данную концепцию, то станем довольствоваться выгодами, как говорится, здесь и сейчас»1.
— Миссию в кибернетическом социуме имеет любой объект или система, процесс или явление. Миссия любой системы всегда задаётся вышестоящей системой — Творцом. Причём он её знает ещё до начала процесса творения. Потому что, во-первых, миссия любого творения вытекает из миссии Творца (как и ценности), и, во-вторых, основной смысл существования каждого созданного объекта или процесса — помогать Творцу решать его функциональные задачи, обеспечивающие выполнение им своей высшей миссии. Для этого Творец создает своему творению все необходимые условия бытия и обеспечивает их постоянную поддержку. Если миссия творения устойчиво не выполняется, то такой объект или процесс подлежат ликвидации Творцом. Человек в отношении своих творений, в конце концов, поступает точно так же. Иначе говоря, ничего бессмысленного в кибернетическом социуме существовать не может.
Виды и технологии искусственного интеллекта
Сервер выполняет обслуживание и управление базой данных, отвечает за целостность и сохранность данных, а также обеспечивает операции ввода-вывода при доступе клиента к информации. Клиент-сервер (англ. Client-server) -вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Фактически клиент и сервер — это программное обеспечение (информация). Обычно эти программы расположены на разных вычислительных машинах
И здесь вырисовывается интересная картина. Первые два уровня необходимы всем без исключения живым существам на планете Земля. Третий и четвёртый — уже нужны значительно меньшему, но более организованному числу живых организмов. А пятый подвластен только людям, да и то не всем. Именно это отражает пирамида Маслоу. Если наложить её на систему государственного управления, спроектированную на рис. 1 и 2, то проявляется следующая важная корреляция. На самом верхнем уровне государственного управления должны находиться люди, выполняющие высшую миссию, заданную Творцом (или интеллектуальным социумом, если угодно) вне нашей планеты (здесь может пригодиться теология, имеющая декларацию о высших ценностях). Уровень пониже занимают чиновники, имеющие уважение и признание своих сограждан. Еще ниже располагаются руководители социальных институтов, обеспечивающих развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, экологической безопасности, промышленности и сельского хозяйства. Иными словами, чиновники обязательно должны быть профессионалами высочайшего уровня, которых до их вступления в должность надо обучать соответствующему искусству управления (кибернетике), а не просто тому безыдейному менеджменту, который практикуется в большинстве образовательных программ. Только такой подход может обеспечить для человечества долгосрочный и эффективный коэволюционный процесс. Причём коэволюционный не только для людей, но и всех живых существ, флоры на планете Земля, планеты в целом и даже для окружающего нас космического нелокального пространства. Между прочим, к числу таких живых существ относится и коронавирус СОУГО-19, и причины его патогенной мутации могут быть естественной реакцией на негативную деятельность человечества в отношении окружающей среды в глобальном кибернетическом социуме2.
Естественная информатика — это научное направление, изучающее процессы обработки информации, протекающие в природе, мозге и человеческом обществе. Она опирается на такие классические научные направления, как теории эволюции, морфогенеза и биологии развития, системные исследования, исследования мозга, ДНК, иммунной системы и клеточных мембран теория менеджмента и группового поведения, история и другие2.
Теория триединого мозга, естественно, имеет как сторонников, так и противников. Но её научная значимость сегодня определяется, прежде всего, тем, что она реализует системный подход для мыслей, эмоций и чувств человека, которые являются информационными категориями и интегрируются в единый функциональный процесс жизнедеятельности человека. Это имеет важнейшее значение при решении вопросов здоровья и долголетия людей, сознательного влияния даже на генетическую информацию. При практическом воплощении той или иной мысли необходимо для её материализации максимальное подключение всех органов чувств (глубоко прочувствовать желаемое) с одновременным использованием соответствующего набора эмоций в качестве катализатора этого процесса (закрепить эмоциями). А сам процесс материализации реализуется посредством взаимодействия мозга человека с его квантовым сознанием на первом уровне иерархии глобального кибернетического социума и с суперсознанием — на втором. Получается как бы симуляция1 наоборот. Такой процесс является высшим проявлением творческих способностей (возможностей) человека на Земле через его интуицию, озарение и трансцендентные знания. А фактически речь идёт о самоактуализации. И здесь целесообразно обратиться к так называемой «пирамиде Маслоу» (рис. 5).
Оптимальными для правильного проведения машинного обучения считаются выборки данных, составленные вручную и содержащие максимум информации разного качества — это позволяет компьютеру выявлять неочевидные взаимосвязи между данными и делать по ним полезные выводы.
Закон является следствием основ стратегического управления: нижестоящую систему создает только вышестоящая для решения собственных задач с целью получения своего рода «помощника» на пути выполнения персональной миссии. В то же время, «помощник» в глобальном кибернетическом социуме не в состоянии созидать то, что может его «патрон» из-за их колоссальной разницы в интеллекте. «Чем точнее и подробнее измеряют астрономы Вселенную, тем более тонко настроенной она оказывается. По моему мнению, Реальность, давшая жизнь Вселенной, должна быть Личностью, ибо только Личность может создать что-то с подобной степенью точности. Задумайтесь также над тем, что эта Личность, должна быть, по меньшей мере, в сотни триллионов раз более «разумной», чем мы, человеческие существа, даже учитывая наши потенциальные возможности» (Хью Росс Норман). Альберт Эйнштейн в своих суждениях более категоричен: «Я верю в Бога, как в Личность, и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли как беспомощно устаревшие». Поддержал эту концепцию и Роберт Джастроу (1925-2008) — американский астрофизик, планетолог, доктор наук в области теоретической физики, учёный NASA: «Астрономы не только не опровергают существование Бога, но и находят косвенные доказательства того, что он (Бог) существует. Теперь мы видим, как астрономические данные подтверждают библейское представление о происхождении мира. Детали различаются, но основные элементы в астрономических и библейских повествованиях книги Бытия одни и те же: цепь событий, ведущих к появлению человека, началась внезапно и резко в определённый момент времени, и всё это сопровождалось вспышками света и всплесками энергии. Для учёного, жившего верой в силу разума, история заканчивается как дурной сон: он без труда взбирается на горы невежества и собирается покорить высочайшую вершину, но, когда
Сотворить полноценный искусственный интеллект, правильно и полноценно функционирующий в глобальном кибернетическом социуме, человеку на Земле не под силу — это наглядно иллюстрируют рис. 2, 3 и 7. Исходя из совершенно иной концепции сознания, известный учёный Джон Роджерс Сёрл5 также утверждает, что построение ИИ,
Сейчас ситуацию с созданием систем ИИ в человеческом сообществе можно сравнить с маленьким ребёнком, держащим в руке гранату-лимонку с выдернутой чекой. Ребёнком, только начинающим ходить и делающим это весьма неуверенно. В этом случае любая, даже небольшая потеря им равновесия, и тем более падение, чреваты фатальным трагическим исходом. Первым маркером реальности такой иллюстрации является событие марта 2020 года, когда впервые в истории человечества военный ИИ (турецкий беспилотник Каг^-2) самостоятельно, минуя оператора, атаковал своего творца3, что в принципе должно быть недопустимо. Хотя в современном человеческом социуме на планете Земля такой результат не является неожиданным, потому как решения в системах ИИ, меняющие судьбы людей, являющихся в принципе его творцами, использовались ещё раньше4. И такой подход концептуально неверен. Почти 80 лет назад, в 1942 году, писатель-фантаст Айзек Азимов в своём рассказе «Хоровод» сформулировал три закона робототехники: