Кому принадлежат права на картинки из нейросети

0
12

Кому принадлежат авторские права на созданные нейросетью картинки, музыку и тексты: как правильно промаркировать контент

Пример №2

Игнорировать условия лицензионного соглашения — крайне рискованное занятие, которое может привести к серьёзным юридическим последствиям. Поэтому прежде чем использовать ту или иную нейросеть для создания контента, обязательно ознакомьтесь с её лицензионными условиями.

Искусственный интеллект, нейросети и обучение моделей на больших данных ворвались в нашу жизнь слишком стремительно. Всего несколько лет назад это были узкоспециализированные научные разработки, а теперь мы имеем мощные инструменты, доступные массовому потребителю.

Логика здесь следующая: результат работы нейросети является производным от самой модели, которой владеет компания. Именно они создали и обучили эту нейросеть, вложив в неё огромные ресурсы и интеллектуальный труд, что превалирует над вашей строкой ввода. Следовательно, всё, что эта нейросеть создаёт, по сути, производится самой компанией и принадлежит ей на правах интеллектуальной собственности, равноценно модели и являясь производным творчеством от неё, а не от вашего запроса.

В некоторых юрисдикциях на вас также могут подать иск за предоставление заведомо ложных сведений об авторстве. Это может рассматриваться как форма мошенничества или обмана, что чревато серьёзными штрафами (поскольку формально вы этим подставляете компанию-разработчика под удар).

Ещё один интересный аспект проблемы авторских прав на нейросетевой контент связан с тем, где именно происходит генерация. Если вы используете локальную нейросеть, установленную на вашем компьютере или сервере, то вопрос авторства решается в соответствии с лицензионным соглашением этой конкретной нейросети.

Бюро регистрации авторских прав США отменило решение о признании Кристины Каштановой автором комикса «Заря рассвета». Она использовала изображения, созданные в Midjourney. Свое первое решение о признании авторских прав Бюро объяснило отсутствием данных о том, что рисунки созданы нейросетью.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как стать искусственный интеллект

Модель лицензирования №1: нейросеть-как-инструмент

Еще пару лет назад вопрос авторских прав на произведения, созданные с помощью ИИ, казался чем-то из далекого будущего. Но сегодня нейросети резко стали реальностью, и вопрос этот остается одним из самых спорных и неоднозначных. Кому принадлежат авторские права на картинки, музыку и тексты, сгенерированные нейросетью?

Если вы промаркируете продукт нейросети-как-инструмента именем компании-разработчика, этот разработчик вполне может подать на вас в суд за нарушение деловой репутации. Дело в том, что компания может посчитать, что сгенерированное содержание каким-то образом ущемляет её интересы или наносит ущерб репутации (поскольку рядом стоит название этой компании, а она имеет полное право не иметь с этим ничего общего).

Бюро указало, что теперь заявители должны обязательно указывать в заявке, что при создании произведения использовались нейросети. Каждая страна регулирует вопросы авторского права по-своему. Постоянно возникают новые прецеденты в разных государствах. Единой практики нет.

Такой подход кажется наиболее логичным и интуитивно понятным. Ведь мы не задумываемся о том, кому принадлежат авторские права на картину, написанную маслом на холсте, или на книгу, напечатанную на бумаге с использованием шрифтов. В этих случаях очевидно, что права принадлежат художнику или писателю, а не производителям красок, холстов, типографской краски или шрифтов.

В результате образовалась огромная «серая зона» правового регулирования, где нет чётких критериев определения авторства для произведений, созданных «при помощи искусственного интеллекта» или «искусственным интеллектом» — от того, какая именно из этих двух формулировок будет окончательно принята, зависит то, кому, по итогу, будет принадлежать исходное авторство после урегуляции отрасли.

Создатели Stable Diffusion настаивают, что нейросеть создает сложные иллюстрации, в которых нельзя распознать части произведений реальных авторов, используются миллионы различных работ. В это время другая сторона раздумывает о создании фондов для компенсаций авторам, чьи произведения попали в базы нейросетей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь