Содержание статьи
Искусственный интеллект: между мифом и реальностью
Этические риски
С конца 1990-х годов ИИ стали объединять с робототехникой и интерфейсом «человек – машина» с целью создания интеллектуальных агентов, предполагающих наличие чувств и эмоций. Это привело, среди прочего, к появлению нового исследовательского направления – аффективных (или эмоциональных) вычислений (affective computing), направленных на анализ реакций субъекта, ощущающего эмоции, и их воспроизведение на машине, и позволило усовершенствовать диалоговые системы (чат-боты).
Искусственный интеллект (ИИ) – это отрасль науки, официально увидевшая свет в 1956 году на летнем семинаре в Дартмут-колледже (Хановер, США), который организовали четверо американских ученых: Джон Мак-Карти, Марвин Мински, Натаниэль Рочестер и Клод Шеннон. С тех пор термин «искусственный интеллект», придуманный, вероятнее всего, с целью привлечения всеобщего внимания, стал настолько популярен, что сегодня вряд ли можно встретить человека, который никогда его не слышал. С течением времени этот раздел информатики развивался все больше, а интеллектуальные технологии в последние шестьдесят лет сыграли важную роль в изменении облика мира.
2000-е годы знаменуются рядом крутых достижений: запуском поисковой системы Google, системы рекомендаций Amazon и Netflix. Facebook впервые представляет свою систему распознавания лиц, а Microsoft — систему распознавания речи для ее последующего преобразования в текст. Кроме того, Google инициирует беспилотное вождение Waymo.
Благодаря новым техническим возможностям компьютеров 1990-е годы знаменуется эпохой ренессанса в сфере ИИ. Именно в это время была создана благотворная почва для ИИ-достижений, которые мы наблюдаем сегодня. Развитие ИИ сильно ускоряется, и в 1997 году впервые за всю историю развития компьютерных технологий IBM Deep Blue побеждает российского гроссмейстера Гарри Каспарова.
Самообучающиеся интеллектуальные системы широко применяются практически во всех сферах, особенно в промышленности, банковском деле, страховании, здравоохранении и обороне. Многие рутинные процессы теперь можно будет автоматизировать, что преобразит наши профессии и, в конечном итоге, устранит некоторые из них.
В 1970-е и 1980-е возникают первые сложности в виду ограничений компьютерной памяти и других возможностей. Правительство отказывается финансировать ученых, работающих в сфере ИИ. Это привело к периоду ожидания, который длился с 1974 по 1980 год (это время известно как первая “зима” ИИ).
2010-е
За последние два десятилетия появилось несколько резонансных примеров превосходства ИИ над простыми смертными. В 1997 году суперкомпьютер Deep Blue, созданный компанией IBM для игры в шахматы, победил мирового чемпиона по шахматам Гарри Каспарова, став первой машиной, обыгравшей действующего чемпиона мира. Еще одно ключевое событие произошло в 2011 году, когда компьютерная система под названием Watson выиграла 1 миллион долларов в американском телевизионном шоу “Своя игра”. А в 2015 году технология AlphaGo от Google разгромила в древней китайской настольной игре Го лучшего европейского игрока Фан Хуи. Однако не всегда все шло так гладко. Взять хотя бы случай в 2016 году с гуманоидным роботом Софией, которая во время демонстрации на конференции South by Southwest заявила, что “уничтожит человечество”. Так робот ответила на по всей видимости шутливый вопрос своего создателя Дэвида Хансона.
Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что работа для людей не пропадает, а трансформируется, требуя новых навыков. Точно так же независимость человеческой личности и ее свобода не подвергаются неминуемой опасности из-за развития ИИ – при условии, однако, что мы останемся бдительными перед лицом вторжения технологий в частную жизнь.
Могут ли машины стать умнее, чем люди? Нет, считает Жан-Габриэль Ганасия: это всего лишь миф, навеянный научной фантастикой. В своей статье он напоминает об основных этапах развития этой отрасли науки, о достижениях современной техники и об этических вопросах, все больше требующих к себе внимания.
В конце 19-го и первой половине 20-го веков проводились фундаментальные работы по созданию компьютера. В 1836 году математик Кембриджского университета Чарльз Бэббидж и Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс, воплотили в жизнь первую конструкцию программируемой машины.
В основе машинного обучения лежит запоминание примеров и попытка имитировать человеческие мысли и действия. Разложить сознание по вычислительным терминам еще в 17 веке пытались такие мыслители как Готфрид Вильгельм фон Лейбниц. В 1673 году Лейбниц построил арифмометр, устройство, которое могло не только складывать и вычитать, но и умножать и делить с помощью прокручивания рукоятки, которая вращала цилиндры. Дальнейшие открытия в алгебре дали возможность описывать математическим языком широкий круг идей и открыли большой спектр возможностей для “мыслящих” машин. Но вместе с тем появилась и настороженность, существующая в сфере инноваций ИИ до сих пор: до какой степени моральные понятия добра и зла могут быть выражены математическими формулами?
1956 год считается отправной датой для развития современного ИИ. На летней конференции в Дартмутском колледже, которую спонсировало Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) собрались ученые и пионеры ИИ Марвин Мински, Оливер Селфридж и Джон Маккарти, который считается автором термина “искусственный интеллект”. Кроме того, на мероприятии была представлена революционная компьютерная программа Logic Theorist, создателями которой являются ученый Аллен Ньюэлл и когнитивный психолог Герберт А. Саймон.
Исследования не прекратились, но пошли в новых направлениях. Ученые заинтересовались психологией памяти, механизмами понимания, которые они пытались имитировать на компьютере, и ролью знаний в мыслительном процессе. Это привело к появлению значительно развившихся в середине 1970-х годов методов семантического представления знаний, а также к созданию экспертных систем, названных так потому, что для воспроизведения мыслительных процессов в них использовались знания квалифицированных специалистов. В начале 1980-х годов на экспертные системы возлагались большие надежды в связи с широкими возможностями их применения, например, для медицинской диагностики.
Такие интеллектуальные системы стали применяться для выполнения самых различных задач (идентификация отпечатков пальцев, распознавание речи и т. д.), а комбинации различных методов из области ИИ, информатики, искусственной жизни и других дисциплин использовались для создания гибридных систем.
1970-е и 1980-е
Термин “искусственный интеллект” впервые вошел в лексикон через два года после смерти Алана Тьюринга, но работа революционного британского математика дала начало большим открытиям в этой области. Тьюринг, наиболее известный тем, что во время Второй мировой войны взломал систему Энигма, которую немецкие военные использовали для обмена сообщениями, заложил идею информатики и формализовал понятие алгоритма.
Когда речь идет о современных итерациях “искусственного интеллекта”, мы используем слова, придуманные в 1956 году Джоном Маккарти, 28-летним профессором Дартмутского колледжа. Термин возник на конференции по машинному обучению, организованной Маккарти и другими профессорами из Дартмута. Они планировали пригласить всего несколько участников, но вместо этого на конференцию пришли десятки исследователей из разных научных областей. Это показало, что к исследованиям в области ИИ не только есть интерес, но что у них есть и реальный потенциал.
Преподаватель информатики в университете Сорбонна, профессор Жан-Габриэль Ганасия (Франция) является также научным сотрудником исследовательской лаборатории LIP6, (Laboratoire d’Informatique de Paris 6), действительным членом Европейской ассоциации искусственного интеллекта EurAI (European Association for Artificial Intelligence), членом Университетского института Франции (Institut Universitaire de France) и председателем Комитета по этике Национального научно-исследовательского центра Франции (CNRS). Его научные интересы охватывают такие темы, как машинное обучение, символическое слияние данных, компьютерная этика и цифровые гуманитарные науки.
Искусственный интеллект быстро трансформирует реальность вокруг нас: начиная участием в глобальной борьбе с пандемией Covid-19, заканчивая вождением машин и созданием классических симфоний. Но не всем такая реальность по душе. Миллиардер и тех-предприниматель Илон Маск назвал ИИ “величайшей угрозой” нашего времени.
В 1950-х годах Алан Тьюринг, британский математик и взломщик кодов времен Второй мировой войны, впервые проверил на практике идею машинного интеллекта. Он создал тест, который показывал, может ли компьютер обмануть следователей, заставив их поверить, что данные им ответы принадлежат человеку.
Согласно последним научным исследованиям о возможностях самостоятельного развития ИИ, каждый шаг в улучшении технологии вызывает следом и новые опасения: кто сможет держать технологию под контролем и как ее развитие повлияет на жизни обычных людей. Мы выбрали девять ключевых моментов в истории ИИ и связанных с этим этических вопросов, которые уже давно витают в воздухе.
В рассказе об истории ИИ нельзя не упомянуть о роли искусства в создании картины мира будущего. Фантазия с самого начала была неотъемлемой частью развития ИИ. Технологии вдохновили целый жанр научно-фантастических романов и фильмов. Писатели и режиссеры от Айзека Азимова до Ридли Скотта мучительно размышляли над тем, какой процесс может запустить машинное обучение и что оно означает для человечества. ИИ уже используют в некоторых областях журналистики данных и в художественной литературе. В 2016 году исследователь ИИ из Нью-Йоркского университета объединился с режиссером Оскаром Шарпом, чтобы создать фильм, написанный машиной.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок открыл для себя мир компьютерных технологий, запишите его на бесплатное пробное занятие по программированию в онлайн-школу Progkids. Все уроки проходят в индивидуальном формате, а также в удобное вам и вашему ребенку время, что делает их максимально комфортными. Опытные преподаватели подбирают уникальный подход к каждому юному дарованию и поощряют любые творческие начинания учеников. В нашей школе есть внутренняя образовательная платформа, на которой можно изучать программирование в формате игры. Более того, ваш ребенок может заниматься созданием арта с помощью ИИ, учиться вести собственный блог или создавать анимированные музыкальные ролики. Кстати, у нашей школы есть свое онлайн-пространство, где ученики делятся новостями, творческими проектами и достижениями, участвуют в конкурсах, а также играют в Minecraft и другие игры вместе с учителями.