Содержание статьи
- 1Искусственный интеллект vs человеческий разум Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
- 1.1Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иоселиани Аза Давидовна
- 1.2ARTIFICIAL “INTELLIGENCE” AND THE HUMAN MIND: FUTURISTIC SYNECDOCHE AND REALITY (LINGUISTIC AND LINGUOMENTAL ASPECTS)
Искусственный интеллект vs человеческий разум Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иоселиани Аза Давидовна
2. Невероятно быстрая обработка количественных данных. Пока человек сложит два двузначных числа, компьютер уже проанализирует экономическую ситуацию и выдаст точку на графике, в которой лучше всего покупать валюту. А потом и сам эту сделку заключит и вовремя выйдет из рынка, оставив с прибылью своего хозяина. Трейдеру обработать такое множество количественной информации не под силу. В долгосрочной перспективе правительствам и корпорациям нужно продумать возможность введения универсального основного дохода — безусловных ежемесячных или ежегодных выплат всем гражданам, так как мы медленно, но уверенно движемся в сторону дня, когда все работы будут выполняться роботами.
В данной статье раскрываются подходы к свободе выбора и их многообразие, а также роль в обществе самой свободы и ее характерные особенности. Выбор в разных формах присутствует на протяжении всей жизни человека. Станет ли выбор свободным — зависит от множества факторов: от общества, от личностных предпочтений, от случайных обстоятельств. Возможность свободы выбора является мерилом реализации людьми своих прав и свобод. Особое внимание уделяется специфике свободного выбора в современном обществе, связанного с ситуацией социальной поляризации и тотальной ответственности человека. Важным в этом процессе является уровень самосознания человека, необходимый для принятия единственно правильного решения в ситуации свободного выбора.
Словари пасуют перед задачей строгого толкования существительного ум: гиперонима нет, синонимы типа рассудок неудовлетворительны, отсюда — толкования через действия / процессы, каузатором / средством реализации которых является ум, ср.: «Ум. Способность человека логически мыслить, понимать, познавать что-л.» [9. С. 1385]. Заметим: мысль / мыслить, понимать / понимание, познавать / познание — это продукты деятельности ума, из которых совершенно не ясно, что же такое «сам» ум. И ещё: в цитированном толковании ум — это «способность человека», — именно способность и именно человека, потому что только у человека есть способности (если говорят «способности» о машине, то имеют в виду «функции») и есть ум (специфически человеческий).
Отсюда: 1) если понятие «искусственный интеллект» мы соотносим с якобы наличной у машины способностью мыслить как человек, то «искусственный интеллект» — симулякр, броский словесный ярлычок, не отражающий существа машинной «начинки» и существа производимых ею действий; 2) если понятие «искусственный интеллект» мы соотносим с наличными у машины возможностями преобразовывать наборы электрических импульсов, которые для человека соотносятся с понятием «информация», то «искусственный интеллект» — полезная реальность.
В науке ИИ называют системы, предназначенные для решения интеллектуальных задач. В свою очередь, интеллектуальная задача — это задача, которую люди решают при помощи собственного интеллекта. Заметим, что в данном случае специалисты сознательно уходят от определения понятия «интеллект», поскольку до появления систем ИИ единственным примером интеллекта был интеллект человеческий.
‘собирать; выщипывать, вынимать, извлекать; сматывать, наматывать, скручивать; подбирать, выбирать, набирать; принимать; видеть, различать взором’ [11. С. 540—541, 584]. Таким образом, в семантическом этимоне интеллекта как «мыслительной способности» в качестве ключевых выступают компоненты «собирать воедино» то, что может быть подмечено, найдено, «выщипано» из доступного наблюдению.
ARTIFICIAL “INTELLIGENCE” AND THE HUMAN MIND: FUTURISTIC SYNECDOCHE AND REALITY (LINGUISTIC AND LINGUOMENTAL ASPECTS)
Важно подчеркнуть: искусственный «интеллект» обрабатывает не собственно информацию (= содержание знаков), но «оболочки» знаков (= план выражения), материальные репрезентанты (в естественном языке — последовательности звуков или букв, в машинном коде — символы двоичной, шестнадцатеричной или иной системы счисления), которые формально опредмечивают содержания, делают их пригодными для машинной обработки. Содержание знаков — вне возможностей искусственного «интеллекта», по отношению к нему содержание (= информация) находится в совершенно иных измерениях бытия.
Различие между «естественным» умом и искусственным «интеллектом» — частный случай оппозиции органического (естественного) и механического (искусственного), живого и неживого., организма — изделия. В любой изготовленной человеком вещи, в отличие от естественного организма, при всем возможном внешнем сходстве, — в любой изготовленной вещи, по мудрому замечанию в ранней работе В.В. Розанова, недостает жизни [12. С. 238]. Есть имитация подлинного бытия, — но не само бытие. Поскольку, однако, эта очевидность в современных условиях неочевидна, необходимы разъяснения.
Теоретическую основу данной работы составляет оппозиция «константное — виртуальное» и понятие «превращенная форма», фиксирующее когнитивный механизм перехода от константного к виртуальному. Термин константная реальность мы используем в значениях типа «объективная реальность», «то, что дано в непосредственном эмпирическом наблюдении», с тем чтобы отграничить от «реальности» виртуальной (предполагаемой, воображаемой, фантазийной). Соответственно противопоставляем константный и виртуальный дискурс — как речь / высказывание о реальном / воображаемом. Необходимость такого разграничения сопровождает человечество во всей его истории, в настоящее время становится все более острой. Исторически дальний аналог константного и виртуального — разграничение Аристотелем в «Поэтике» истории (факт) и рассказа (вымысел), противопоставление «историка» и «поэта», когда «один говорит о том, что было, а другой — о том, что могло бы быть» [7. С. 655]. По удачной формулировке М.К. Мамардашвили, «.. .с точки зрения научного знания превращенная форма является воспроизведением предмета в виде представления о нем.» [8. С. 261]. В нашем случае это «превращенное» (виртуализованное) представление о машинном интеллекте как эквиваленте человеческого ума, которое опирается, в свою очередь, на «превращенное» представление о человеческом уме лишь как о способности выполнять когнитивные операции, поддающиеся формализации.
Цель исследования — семантическое моделирование процессов понимания и герменевтической интерпретации русского терминологического словосочетания искусственный интеллект. Достижение данной цели основывается на решении следующих задач: 1) пошаговое истолкование словосочетания искусственный интеллект на основе выявления существа семантических оппозиций интеллект — ум, искусственный — естественный; 2) реконструкция смыслов данного словосочетания в профессиональных дискурсах (компьютерная техника, программирование) в оппозиции виртуальным дискурсам (непрофессиональные пользователи, сторонние «наивные» наблюдатели, не обладающие специальными познаниями); 3) интерпретация полученных результатов (феноменолого-герменевтический синтез).
Наука, как техническая, так и гуманитарная, активно исследует искусственный интеллект (ИИ) и Internet с 90-х годов XX века. С внедрением и расширением этих двух коррелятов общественной жизни поменялись способы и формы социальной и межличностной коммуникаций, приходится вносить коррективы в культуру и традиции. Необратимыми становятся процессы возникновения новых материальных и духовных реалий бытия, а также создаются новые принципы, новая реальность, которая сопровождает повседневную деятельность людей.
«Наивное» сознание склонно отождествлять интеллект с умом, воспринимать эти слова как полные синонимы. Однако ум как понятие «первичное», не поддающееся внятному определению, доступное лишь косвенному, «намекающему» объяснению, значительно шире интеллекта, который представляет собой лишь часть ума, а именно — «мыслительные способности».
Содержание слова «наивное» языковое сознание склонно воспринимать как содержание (объективного) мира. Однако слово может сообщать не только о константном (реальном), но и о виртуальном (предполагаемом, фантазийном). Какое именно содержание схватывается сознанием?
В 1992 году составители толкового словаря по искусственному интеллекту отмечали, что «искусственный интеллект» обладает свойством интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Интеллектуальная система, в свою очередь, — это техническая или программная система, способная решать задачи, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы [1].