Содержание статьи
Нейросети создают изображения. Кто автор
История взлетов и падений
Методы машинного обучения позволяют одним автоматам распознавать устную речь и записывать ее подобно секретарям-машинисткам прошлых лет, а другим – точно идентифицировать лица или отпечатки пальцев среди десятков миллионов других и обрабатывать тексты, написанные на естественных языках. Благодаря этим же методам самостоятельно движутся автомобили, компьютеры лучше врачей-дерматологов диагностируют меланомы по фотографиям родинок, сделанных с помощью сотовых телефонов, роботы воюют вместо людей; а конвейеры на заводах все больше автоматизируются.
раскрывает одноименное понятие и определяет, кто считается автором. Аудиовизуальное произведение включает фильмы, телепередачи, видеоролики и другие произведения, состоящие из серии связанных изображений (со звуком или без). Авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, сценарист, композитор (если музыка специально создана для данного произведения), а также другие лица, творческим трудом которых оно создано. Если ИИ используется для создания отдельных элементов аудиовизуального произведения (например, сценария или музыки), автором этих элементов будет считаться человек, который использовал ИИ в своей работе.
Разберем один из таких случаев. Рассмотрение дела проходило в Шэньчжэне (Китай) в 2019 году. Вопрос об авторских правах поднялся после того, как компания Shanghai Yingxun Technology использовала программное обеспечение «Dreamwriter» для написания статьи, которая затем была опубликована на их собственном ресурсе.
Такие интеллектуальные системы стали применяться для выполнения самых различных задач (идентификация отпечатков пальцев, распознавание речи и т. д.), а комбинации различных методов из области ИИ, информатики, искусственной жизни и других дисциплин использовались для создания гибридных систем.
С 2010 года мощность компьютеров позволяет сочетать так называемые большие данные (Big Data) с методами глубокого обучения (Deep Learning), которые основываются на использовании искусственных нейронных сетей. Весьма успешное применение во многих областях (распознавание речи и изображений, понимание естественного языка, беспилотный автомобиль и т.д.) позволяет говорить о возрождении ИИ.
устанавливает, что автору произведения принадлежит исключительное право на использование своего произведения любым не запрещенным законом способом. Автор вправе распоряжаться своим творческим трудом, заключать договоры на использование произведения, получать вознаграждение и защищать свои права в случае их нарушения. Применительно к произведениям, созданным с помощью ИИ, это означает, что все исключительные права принадлежат человеку, который использовал ИИ для создания контента. Например, если художник сгенерировал изображение с помощью ИИ, он имеет все права на использование и распоряжение этим изображением.
Искусственный интеллект может значительно упростить и ускорить процесс редактирования контента, созданного человеком самостоятельно. Современные ИИ-инструменты способны автоматически исправлять грамматические и стилистические ошибки, улучшать структуру текста, а также предлагать более точные и выразительные формулировки. Например, программы Retext.AI
Объекты, созданные ИИ автономно: в случае, когда ИИ создает произведение без значительного вмешательства человека, встает вопрос о том, кому принадлежат права на такие произведения. Европарламент говорит о том, чтобы ввести новую категорию интеллектуальной собственности для таких объектов, чтобы обеспечить их защиту и определить владельца прав.
Кому по закону принадлежит авторское право на контент, созданный с помощью ИИ
Могут ли машины стать умнее, чем люди? Нет, считает Жан-Габриэль Ганасия: это всего лишь миф, навеянный научной фантастикой. В своей статье он напоминает об основных этапах развития этой отрасли науки, о достижениях современной техники и об этических вопросах, все больше требующих к себе внимания.
Прогресс замедлился в середине 1960-х годов. В 1965 году десятилетний мальчик одержал в шахматном матче победу над компьютером; в 1966 году в докладе, подготовленном по заказу Сената Соединенных Штатов Америки, говорилось о внутренних ограничениях, присущих машинному переводу. Около десяти лет пресса отзывалась об ИИ неодобрительно.
Ученые также прибегают к этим методам для определения функций биологических макромолекул, в частности белков и геномов, исходя из последовательности их компонентов – аминокислот для белков и оснований для геномов. В целом, во всех науках наблюдается серьезный эпистемологический разрыв, обусловленный качественным отличием экспериментов in silico – получивших такое название потому, что выполняются на основе больших данных с помощью мощных процессоров с кремниевыми чипами – от экспериментов in vivo (на живой ткани) и особенно in vitro (в стеклянных пробирках и чашках Петри).
Авторские права на контент, созданный с использованием ИИ, чаще всего принадлежат людям или организациям, которые непосредственно вовлечены в процесс создания и использования этого ИИ. Однако, чем сильнее технологии интегрируются в творческие и производственные процессы, в мире возникает все больше разговоров о необходимости пересмотра существующих правовых норм и создании новых правовых категорий.
Искусственный интеллект (ИИ) стремительно интегрируется во многие сферы бизнеса, помогая компаниям оптимизировать процессы, улучшать качество обслуживания клиентов, повышать эффективность маркетинговых кампаний и анализировать большие объемы данных. Благодаря этим технологиям предприятия могут принимать более обоснованные решения, сокращать издержки и повышать конкурентоспособность на рынке.
, могут анализировать поведение пользователей и предлагать темы для блогов или видеороликов, которые имеют высокий потенциал для привлечения аудитории. Создатели контента могут использовать такие платформы для поиска вдохновения и разработки идей, которые будут актуальны и интересны их целевой аудитории.
Однако популярность термина «искусственный интеллект» во многом объясняется его ошибочным толкованием – в частности, когда им обозначают некую искусственную сущность, наделенную разумом, которая якобы в состоянии конкурировать с людьми. Эта мысль из области древних легенд и преданий, звучащая как миф о Големе, с недавних пор реанимируется такими нашими современниками, как британский физик Стивен Хокинг (1942-2018 гг.), американский предприниматель Илон Маск и американский инженер Рэй Курцвейл, а также сторонниками создания так называемого сильного или общего ИИ. Не будем, впрочем, говорить о данном понимании этого термина, ибо оно скорее представляет собой появившийся под влиянием научной фантастики продукт богатого воображения, а не осязаемую научную реальность, подтвержденную опытами и эмпирическими наблюдениями.
В США законодательство о копирайте основывается на том, что автором произведения может быть только человек и авторские права могут принадлежать только человеку. Что же касается контента, который создан искусственным интеллектом со значительным участием человеческого творчества — американское законодательство определяет, что авторское право на такой контент будет принадлежать человеку, который использовал ИИ.
Читайте также
С конца 1990-х годов ИИ стали объединять с робототехникой и интерфейсом «человек – машина» с целью создания интеллектуальных агентов, предполагающих наличие чувств и эмоций. Это привело, среди прочего, к появлению нового исследовательского направления – аффективных (или эмоциональных) вычислений (affective computing), направленных на анализ реакций субъекта, ощущающего эмоции, и их воспроизведение на машине, и позволило усовершенствовать диалоговые системы (чат-боты).
Многие результаты, достигнутые с использованием технологий ИИ, превосходят человека: в 1997 году компьютер одержал победу над действующим в то время чемпионом мира по шахматам, а недавно, в 2016 году, другие компьютеры обыграли лучших в мире игроков в го и покер. Компьютеры доказывают или помогают доказывать математические теоремы; автоматически, на основе методов машинного обучения и с помощью огромных массивов данных, объем которых исчисляется в терабайтах (10 в 12-й степени) и даже в петабайтах (10 в 15-й степени), создаются знания.
Объекты, созданные человеком с помощью ИИ: Европарламент признает, что произведения, созданные с помощью ИИ, но при значительном участии человека, должны рассматриваться как созданные человеком. Т.е. в данном случае авторские права на произведения будут принадлежать человеку.
-
Автором является пользователь нейросети. Это самая популярная точка зрения в вопросе авторства искусственного интеллекта. Как уже говорилось выше, пользователь может нажать на кнопку, запустив программу, которая сама создаст изображение, похожее на произведение искусства. Можно ли считать пользователя творцом, автором в данном случае? Вряд ли, это не похоже на творческий процесс, скорее на механические действия. Однако можно предположить, что если пользователь как-то переработает созданное нейросетью изображение, внесет свой творческий вклад, тогда уже получится некий новый творческий продукт, объект авторского права.
Получается, что ни одна из обсуждаемых версий в полной мере не отвечает на вопрос кого считать автором произведений, созданных искусственным интеллектом. Закон тоже не регулирует эти отношения, поэтому большинство юристов сходятся во мнении, что творчество нейросетей вообще не результат интеллектуальной деятельности. Это означает, что использование таких произведений не ограничено авторскими правами, может быть свободным, без получения предварительных разрешений, причем даже вне зависимости от цели использования и способов. Устроит ли это всех участников отношений, покажет время. Возможно в будущем этот вопрос будет законодательно разрешен.
Применение искусственного интеллекта в создании контента в России никак не отражается на авторском праве людей, использующих ИИ как инструмент в своем творчестве. Гражданский кодекс РФ подчеркивает важность человеческого творчества и участия в процессе создания контента, и определяет, что ИИ сам по себе не может считаться автором или обладателем прав на созданные им произведения.
Вопрос о том, кому принадлежит авторское право на контент, созданный с помощью искусственного интеллекта, остается актуальной и сложной темой, находящейся на пересечении технологий, права и этики. На данный момент, законодательство в различных странах имеет свои подходы к данному вопросу, но в целом все страны согласны с тем, что ИИ не может быть признан автором в юридическом смысле.
Искусственный интеллект уже давно наше настоящее, а не будущее. Одним из способов его реализации являются нейронные сети. С их помощью создаются изображения, видео, музыка и другие произведения. Несколько лет назад пользователи развлекались использованием приложения Prisma, создавая стилизованные картинки из фотографий. Популярные сервисы экспериментируют с созданием музыки с помощью нейросетей. А недавно появились новости о том, что нейросеть написала продолжение Гарри Поттера. Возникает вопрос: кто является автором произведений, создаваемых искусственным интеллектом, и что говорит об этом закон? На этот вопрос важно получить ответ, поскольку правам автора корреспондирует обязанность других лиц их соблюдать. И важно понять, нужно ли спрашивать у кого-то разрешение на использование, или любое использование, включая коммерческое, будет свободным.