Когда появилась первая нейросеть

0
17

Как работают нейросети: от первой модели до современного чат-бота

Метод обратного распространения ошибки

На этом этапе искусственный нейрон мог оперировать только с бинарными сигналами (ноль и единица), то есть мало отличался от обычного компьютера. Тогда ученые пришли к выводу, что нужно «научить» нейросети обрабатывать не только бинарные, но и аналоговые, непрерывные сигналы. Так появился новый вид обучения – градиентный спуск по поверхности ошибки. Позднее он лег в основу метода обратного распространения ошибки, который используется до сих пор.

В 1980-х годах, когда появились более мощные компьютеры для вычислений, исследователи смогли разработать нейросети с двумя и тремя уровнями обучения. Однако возрождение интереса к нейронным сетям и революция в глубоком обучении произошли лишь в последние годы благодаря индустрии компьютерных игр. Современные игры требуют сложных вычислений для обработки большого числа операций. В итоге производители начали выпускать графические процессоры (GPU), которые объединяют тысячи относительно простых вычислительных ядер на одном чипе. Исследователи вскоре поняли, что архитектура графического процессора очень похожа на архитектуру нейросети.

Сверточные нейронные сети —вариант однонаправленных сетей, но в них заложено пять слоев: входной, свертывающий, объединяющий, подключенный и выходной. Такие сети частично имитируют зрительную кору головного мозга и используется для классификации объектов, распознавания изображений и естественного языка, а также для прогнозирования.

Например, логистической компании нужно построить самые быстрые маршруты. Если в качестве исходных данных будет использована информация о маршрутах, которые строили сами водители, нет смысла подключать нейросеть. При выборе они будут опираться на другие факторы. Если использование нейросетей всё же уместно, то для решения основной задачи может использоваться не одна нейросеть, а сразу несколько. В этом случае большая задача разбивается на много мелких.

Существуют менее распространенные виды нейросетей: сеть радиально-базисных функций и самоорганизующиеся карты. К последним относится, например, самоорганизующаяся карта Кохонена, применяемая для моделирования, прогнозирования и в разработке компьютерных игр.

Нейросеть, еще называемая искусственной нейронной сетью или ИНС, – это математическая модель, программа или устройство, построенные по принципу биологической сети нейронов. Другими словами – по тому же принципу, по которому работает человеческий мозг. В основе каждой нейросети – огромное количество простых процессоров, представляющих собой искусственные нейроны. И, хотя по отдельности каждый процессор очень простой в сравнении с привычными компьютерами, их общая сеть с управляемым взаимодействием позволяет решать сложные задачи.

Сфера применения

При этом для всех процессов большее значение имеют даже не сами нейроны, а синапсы, то есть связь между ними. Каждый из синапсов имеет свой вес, выставленный в случайном порядке, и во время обработки данные, переданные синапсом с большим весом, становятся преобладающими.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Что такое нейросеть искусственный интеллект

Сети прямого распространенияеще называют однонаправленными. Сигнал в них передается от входного нейрона к выходному, а обратное движение в принципе невозможно. Сами по себе такие сети ограничены в функциях и потому редко используются, но на их основе создаются более сложные сверточные сети.

Есть и более любопытные варианты использования рекуррентных сетей: например, Gnod рекомендует пользователю музыку, книги и фильмы, Deep Nostalgia анимирует фотографии и может заставить людей на изображении моргать или двигаться. А проект Imaginary Soundscape дополняет панорамные снимки Google Maps звуками улицы, морского шума и другими, чтобы по ним можно было «прогуляться» почти как в реальности.

Например, нейросеть должна распознать рукописные цифры от 0 до 9. Для этого сначала ей дают обучающие примеры, затем она переходит к самообучению. Сеть выдает предположение о том, какая цифра сейчас демонстрируется, затем анализирует этот вариант и вычисляет разницу между реальной цифрой и своей версией. Это значение используется для корректировки нейронов внутри сети до тех пор, пока распознавание не станет максимально точным.

Нейросети сейчас в тренде и кажутся явлением исключительно нашего времени, как смартфоны или умная техника. Но на самом деле они появились еще в 1940-е годы и прошли путь от простого перцептрона до современного ИИ, способного справиться с любой задачей. Редакция ZOOM.CNews изучила историю и принцип работы нейросетей.

В 1949 году физиолог Дональд Хебб высказал гипотезу, что обучение в мозге человека происходит за счет изменения силы синаптических связей между нейронами. Именно идея Хебба позволила создать самообучающиеся сети. Аналогом силы синоптических связей в них стали разные массы искусственных синапсов. Практическое воплощение концепция нейросетей получила в 1958 году, когда нейрофизиолог Фрэнк Розенблатт создал перцептрон – компьютерную программу, а также физическое устройство, которое можно считать первой нейросетью.

В 1969 году вышла книга «Перцептроны» Марвина Минского и Сеймура Паперта, в которой устройства Розенблатта подвергались закономерной критике. Дело в том, что в перцептроне использовалась однослойная нейронная сеть, а потому он не мог выполнять логическую операцию XOR (исключающее ИЛИ). А также на данном этапе компьютеры не обладали достаточной вычислительной мощностью и не могли обработать большой объем данных, который требовался для обучения нейронных сетей.

Принцип работы перцептрона был прост: в него загружали определенный набор правил для распознавания информации, а затем показывали карточку, например, с буквой «А». Если устройство давало верный ответ, то переходили к следующей карточке, если же происходил сбой, то в правила вручную вносились коррективы, и обучение продолжалось.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь