ИИ в играх: от умных ботов до умных наставников
1980-е годы
Ещё ИИ используется в онлайн-мультиплеере. Fortnite и League of Legends, например, используют ИИ для сопоставления игроков сравнимого уровня мастерства. ИИ также помогает в механике игры: навигации, обнаружении коллизий и анимации. Также можно вспомнить умные системы античитов, которые позволяют распознавать и банить читеров и других недобросовестных игроков.
Искусственный интеллект в компьютерных играх — это набор алгоритмов, который управляет поведением неигровых персонажей (NPC). Он используется в гонках, стратегиях, шутерах и даже играх-головоломках и является неотъемлемой частью геймплея. По сути, это все, что не запускается геймером во время игрового процесса.
Искусственный интеллект (ИИ) на протяжении долгого времени ассоциировался с игровой индустрией. Разработчики игр использовали ИИ для создания умных ботов, уровней и адаптивных алгоритмов, улучшая игровой опыт. Вспомните, сколько раз в детстве вы сами ругали и читали в журналах вроде Game.EXE о том, что AI игровых персонажей хромает, а босса легко победить именно благодаря однотипности его атак.
В современных играх ИИ достиг высокого уровня реалистичности и сложности. Глубокие алгоритмы машинного обучения позволили создать более реалистичных НИП. Противники демонстрируют поведение, близкое к человеческому, они могут адаптироваться к стилю игрока, учиться на своих ошибках и применять разнообразные тактики.
Постепенно ИИ в играх стал намного более сложным. The Last of Us и Horizon Zero Dawn используют ИИ для создания персонажей, которые могут принимать решения, адаптироваться к действиям игроков и даже проявлять эмоции. Эти персонажи не просто враги, они неотъемлемая часть сюжета и иммерсивности (погружение в искусственно созданную среду) игры.
ИИ в играх стал настолько продвинутым, что даже удивительно. Почетно открывает это десятилетие известный «Detroit: Become Human». Да вы и сами можете назвать 5-7 игр с открытым миром, вариативным поведением NPC и очень изобретательными боссами. Хотя, если раз 15 погибнуть в одной и той же локации, можно увидеть какие-то закономерности и использовать их, чтобы добро наконец-то победило зло и жестоко ему отомстило. Сюжет игры и геймплей дают понять, что ИИ наступает человеку на пятки. И сложно предсказать, что нас ждёт в играх нового поколения.
2020-е годы
Суммируя, можно сказать, искусственный интеллект в сфере компьютерных игр продолжает развиваться, предлагая всё более «самостоятельных» и сложных ИИ-персонажей. Игра становятся сложнее и разнообразнее, заметен тренд на получение игроком индивидуального опыта — когда игра подстраивается под него.
Попытки интегрировать искусственный интеллект в игры предпринимались уже давно. Один из проектов, полностью построенных на ИИ, — AI Dungeon. Это текстовая игра, в которой ты общаешься с нейросетью и она генерирует твое приключение. Ты выбираешь сеттинг и говоришь, что делаешь, а ИИ дает ответы в виде описания местности и того, что происходит вокруг, как окружающий мир реагирует на твои действия. Сейчас нейросети появляются в диалогах игр. Думаю, что совсем скоро мы будем общаться с NPC без заготовленных вариантов, а они будут отвечать репликами, которые сгенерировала нейросеть. Также появляются текстовые озвучки. Например, у недавно вышедшего Starfield не было русской локализации, но уже появились модификации, где нейросеть переводит и зачитывает диалоги. Возможно, скоро подобные технологии будут интегрироваться и на уровне продакшна.
В отличие от FSM, дерево поведения предотвращает ситуации повторения и делает игру более интересной. Такой алгоритм использовался в Deep Blue — первом шахматном суперкомпьютере, обыгравшем чемпиона мира Гарри Каспарова. А также в стратегии Civilization, где у компьютерного соперника появляется практически неограниченное число доступных сценариев.
Сегодня искусственный интеллект не только управляет игровым процессом, но и помогает разработчикам выпускать игры. При помощи нейросетей создают картинки, куски кода, а также целые диалоги и сюжетные линии, которые используются в играх. Искусственный интеллект делает процесс производства более быстрым, а результат — интересным и необычным.
С появлением трехмерной графики ИИ в играх пришлось делать значительный рывок вперёд. Super Mario 64 и Tomb Raider представили врагов, управляемых компьютером, которые были способны перемещаться в трехмерных средах. Эти враги могли патрулировать области, обнаруживать движения игроков и вступать в бой.
С появлением пользовательских нейросетей популярность искусственного интеллекта стремительно возросла. Однако на практике разработчики используют его уже давно, например для создания игр. Как ИИ помогает развлекать игроков и к каким проблемам это может привести — читайте в этой статье.
Разработчики использовали систему Nemesis, которая генерирует врагов с уникальными именами, внешностью и даже особенным словарным запасом. Игра проработана настолько, что внутриигровое сообщество живет своей жизнью и может функционировать без главного героя.
Сегодня ИИ всё так же применяется в разработке игр. Одна из наиболее заметных сфер применения: создание умных ботов. Благодаря совершенствованию ИИ они стали умнее и реалистичнее, с более сложным поведением и реакцией на действия игроков. Боты могут учиться от игроков и адаптироваться к их стилю игры, создавая уникальный и захватывающий опыт для каждого. Ещё ИИ применяется для генерации уровней, предметов и других элементов игры «на лету», создавая персональную игровую среду.