Содержание статьи
- 1ИСКУССТВЕННЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЧТО ЛУЧШЕ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
- 1.1Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусаков Владимир
- 1.2Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гусаков Владимир
ИСКУССТВЕННЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЧТО ЛУЧШЕ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гусаков Владимир
лекта. В Интернете можно найти достаточно широкую информацию о деятельности таких мэтров глобальной интернетизации, как Род Брукс — величайший создатель искусственного интеллекта, Сэр Тим Бернерс-Ли — разработчик Глобальной сети, Джон Маккарти — автор определения «искусственный интеллект», Михаил Косинский — автор модели психометрического профилирования и цифрового поведения, Бретт Кинг — эксперт по экономике будущего, Илон Маск — изобретатель автомобиля будущего и многих решений применения искусственного интеллекта в промышленности и бытовых целях, и даже Сергей Уласень -белорус, которого за его выдающееся изобретение по безопасности интернета пригласили в «Лабораторию Касперского». Однако есть и многие сомневающиеся в правильности глобального информационного развития. Все больше таких в среде самих разработчиков и изобретателей. Одним из известных критиков процесса всеобщей цифровой интеллектуализации является сейчас российский бизнесмен и психоаналитик Андрей Курпатов.
автомобилем, который будет знать, куда нам надо поехать, даже если мы не вводили ему об этом предварительную информацию. Оказывается, предсказать наше поведение и манипулировать им теперь не сложнее, чем управляться с автомобилем или с электронным переводчиком. Искусственные самообучающиеся нейронные сети, получившие для анализа всю доступную информацию, включая не только официально находящиеся данные о нас в Интернете, то есть в социальных сетях, но с банковских карт, информацию о наших передвижениях через смартфон, телефонные звонки, эсэмэски, медицинские карты, библиографические источники, фотографии, данные, переданные по видеосвязи, налоговые декларации и прочее, возьмут каждого под тотальный контроль. Человек этого даже не заметит. Этот сплошной контроль даже при желании невозможно вычислить и идентифицировать.
То есть речь идет уже не просто об «умных машинах», но и об «умной одежде», «умных бытовых приборах», «умных домах», «умных отраслях народного хозяйства», «умных городах» и «умных государствах». Или, вернее, об умных системах организации государства и общества и всей их инфраструктуры, включая транспорт, энергетику, строительство, сельское хозяйство и продовольствие, медицину, науку, образование и национальную безопасность.
Фантастика, но нейросети, натренированные на обработку Big Data, могут уже сегодня не только с помощью многообразной информации, но и по фотографиям определить интеллектуальный уровень человека, его политическую благонадежность, склонность к авантюрам и многие другие черты характера. Встроенные в нашу среду обитания компьютеры будут больше реагировать на то, что мы делаем, что говорим и как поступаем, чем на то, что мы набираем на клавиатуре или на что кликаем.
Ожидается, что в скором времени произойдет фундаментальный прорыв в понимании механизмов функционирования человеческого мозга, а это, как видно, открывает путь к соединению человека с суперкомпьютерами и к цифровому продолжению жизни. По прогнозам разработчиков, недалек тот час, когда мы будем жить в мире роботизированных людей и сами будем представлять собой «продукты» трансграничных технологий. Люди будут дополнены искусственным интеллектом, ориентированным по желанию пользователя на любую сферу деятельности. В самом деле, если соединить мозг человека с цифровым облаком, где сконцентрирован огромный объем разнообразной информации, то его потенциал может неизмеримо возрастать. Например, наномашины будут имплантироваться непосредственно в человеческий мозг, что позволит оказаться в виртуальной реальности с эффектом «полного погружения». То есть поиск по информационным массивам будет осуществляться подсознательно даже без голосовых команд, достаточно о чем-то задуматься и на экране специальных глазных линз тут же появится необходимая информация. Вместе с тем возможности человека расширятся не только за счет прямого доступа к облакам данных, но и путем применения разнообразных человеческих имплантов. Нейро-интерфейсы позволяют управлять механическими руками, воспроизводить моторику, возвращать слух и заменять различные системы жизнеобеспечения. Есть обещания разработчиков создать нанороботы, которые смогут считывать даже наши воспоминания, хранящиеся в нейронных связях каждого человека и воспроизводить на экране эту информацию, например полную
рование. Современный искусственный интеллект — это самообучающиеся, самонастраивающиеся и саморазвивающиеся системы, а что внутри и в результате — уже малоизвестно. Его поведение, в частности во время развлекательных игр и боев, беседы с человеком, не могут уже объяснить даже создатели исходной базы. Собственно, это и настораживает Илона Маска. Не случайно он говорит об искусственном интеллекте как об «экзистенциальной угрозе» человечеству. Где гарантии, что искусственный интеллект распорядится накопленной информацией в интересах конкретного человека?
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гусаков Владимир
Инновации в любой отрасли, сфере и стране накапливаются продолжительное время и имеют кумулятивный эффект,- проявляются взрывообразно. Мир ждет Интернет всего, это интеграция Интернета вещей и Интернета людских коммуникаций. Пока еще люди задают цифровые параметры вещей, сообщая им свои запросы и потребности. Но уже идут разработки таких «вещей», куда вкладывается интеллект, которые сами будут выходить на контакт с людьми, выполнять их желания и совершать действия, чтобы человек остался доволен. «Умные вещи» начнут взаимодействовать между собой, у них будут свои «социальные сети», где будет происходить накопление информации, а также осуществляться управление их потребительскими качествами. «Умные холодильники» (Samsung) уже сегодня отслеживают качество находящихся в них продуктов и дают рекомендации по их потреблению, а смартфоны обучаются распознавать запахи и вкусы. Но этого мало. Когда человек войдет в свой умный дом, он поприветствует его, создаст комфортный микроклимат, включит душ, когда человек окажется в ванной, приготовит еду из любимых продуктов, будет готов продемонстрировать комфортный отдых. Интернет при этом будет всеобщим и сквозным, но почти невидимым, служить фоном.
Ученые создали и значительно усовершенствовали технологию перевода изображения с обычной видеокамеры непосредственно в мозг человека, минуя глаза и нервы. Это позволило получить принципиально новую реальность разработки специального программного обеспечения для мозга и доставки в него информации нестандартными средствами. Мозг человека, по сути, стал представлять собой серверное пространство. Органы человека имеют массу ограничений, а перепрограммируя мозг, можно добиться практически неограниченных возможностей работы человеческого организма.
Интернет-гиганты — Google (и поглощенный им YouTube), Facebook (и поглощенные им Twitter, Instagram), Apple, Яндекс и др.- виртуальные империи, в буквальном смысле колонизируют мир и создают свои империи, превращаются в прогосударственных монстров. В их штаб-квартирах формируется искусственный интеллект, который, как предполагается, будет управлять миром и каждым его жителем, хотя и делается это под завесой секретности. Но даже создатели этой тотальной гигантской системы сами не знают, как этой системой управлять и к чему она придет. Не случайно тот же Илон Маск пытается наряду с искусственным интеллектом создать что-то вроде анти-Матрицы, то есть такой интеллект, который не станет выполнять сплошного контроля человечества в противовес частным искусственным интеллектам. Поэтому он уже сейчас предлагает активно включиться в процесс законодательного регулирования работ по искусственному интеллекту. В противном случае нам останется лишь реагировать на изменения, и от человека уже ничего не будет зависеть.
Есть ли предел у такой сингулярности? Пока ученые не могут дать точного ответа на этот вопрос. Ведь искусственный интеллект не может использовать весь когнитивный аппарат человека. Пока это технически нереально. Да и сами разработчики до конца не понимают, как на самом деле следует разговаривать с ИИ. Не исключено, что однажды утром умная колонка не ответит на вопрос пользователя, а задаст ему встречный. Это станет определенным пределом развития технологий.
Человек становится более примитивным, и это уже заметно. Дети теперь гораздо хуже справляются не только с математическими, но и с простыми бытовыми задачами, по сравнению с детьми 50-80-х гг. Они переполнены ненужной информацией, смысл которой не могут объяснить. Информпорталы называют это креативностью, что современный человек якобы способен творить с помощью компьютера. Но это творчество лишено души и духа. Да, искусственный интеллект учится заниматься творчеством, но почему же тогда молодое поколение проигрывает в креативности как старому поколению, так и современному искусственному интеллекту? А все просто: пользуясь возможностями Интернета, человек перестает творчески мыслить и перерабатывать информацию. Бесспорно, искусственный интеллект научился рисовать по текстовому изложению, создавать музыку. Или мы близки к тому, что, загрузив в программу какую-то книгу, можно в результате получить ее экранизацию. Но делает ли это человека умнее и становится ли он более творческим? Совсем нет!
Такой сверхмощный искусственный интеллект появится и вполне может обойти человеческий потому, что он не обладает сознанием и поэтому не является личностью в человеческом понимании. Ему не свойственно забывать информацию, волноваться и переживать от того, что информация будет искажена, проявлять субъективизм при оценке и интерпретации информации. Он будет строго следовать заложенным программам и четко оперировать всем объемом приобретенных сведений. Он должен совершенно объективно анализировать факты, не обращая внимания на предрассудки, заложниками которых является человек.