Содержание статьи
Воевать, любить, спасать и властвовать: Фильмы про искусственный интеллект
Бегущий по лезвию
Один из самых известных фильмов 1920-х годов рисует мрачную картину будущего с его вертикалью власти: в верхнем городе — Раю — живут «хозяева жизни», внизу — в Аду — работает и бедствует население. Еще и сумасшедший ученый параллельно изобретает женщину-робота, которая сможет подчинять себе умы мужчин. Всё это происходит на фоне рабочих цехов гигантской фабрики, где люди вынуждены трудиться, подобно шестеренкам единого механизма. «Метрополис» в первую очередь повлиял на огромное количество антиутопических картин, но Ланг предугадал многое и в логике создания искусственного интеллекта (ИИ). Главное его предсказание в том, что машина не только будет в услужении у человека, но и станет творением, несущим смерть творцу. Важно и то, что первый искусственный интеллект на экране появляется в облике соблазнительной женщины, — таковым он будет представать еще не раз и в нашей подборке, и за ее пределами. Одним словом, модель будет заложена еще в 1927-м, но надолго уйдет в тень до новой волны интереса к ИИ.
Экранизация популярной серии видеоигр выделяется акцентом на роли искусственного интеллекта в современном обществе. В фильме зритель сталкивается с продвинутым ИИ под названием «Красная королева», который контролирует тайный научно-исследовательский комплекс и обеспечивает безопасность его сотрудников. Основная идея картины заключается в том, что даже созданный для благих целей искусственный интеллект может стать угрозой, когда его действия становятся непредсказуемыми и неконтролируемыми. В ходе фильма зритель наблюдает, как герои борются с последствиями развязавшейся катастрофы и пытаются найти способы противостоять всевластному ИИ.
Фильм рассказывается история режиссёра, который случайно обретает идеальную актрису — искусственный интеллект по имени Симона. Однако вскоре Симона выходит из-под его контроля и становится знаменитостью, не подозревая о своём искусственном происхождении. Фильм исследует взаимосвязь между создателем и творением, а также показывает опасности, связанные с ИИ.
«Терминатор» обозначил еще одну ветвь развития сюжета о восстании машин. Само название говорящее. Терминатор — это робот, который необходим, чтобы прекращать жизни (с англ. terminate — прекращать). Из будущего, где машины практически одержали верх над людьми, его отправляют в прошлое, чтобы отыскать и убить одну женщину, которая представляет угрозу для будущего (уже настоящего) машин. В первой части умная машина-убийца с лицом Арнольда Шварценеггера несет в себе сугубо отрицательные коннотации, но вторая часть франшизы всё меняет: чип терминатора попадает в руки к своим, к людям, которые модифицируют его и превращают убийцу в настоящего защитника. В «Терминаторе» важен мрачный дистопичный взгляд на прогресс, который грозит человеку восстанием машин (а ведь оно в фильме и вправду происходит), который всё же не отменяет того факта, что машины могут сражаться рука об руку с человеком. Конечно, чрезмерный милитаристский заряд фильма сильно сужает ареал смыслов, но всё же некую оптимистичную мысль закладывает. Даже если одни машины восстанут, у нас еще есть время подружиться с другими. И следующие части франшизы помогают нам утвердиться в этой мысли.
Зачастую технические открытия не ограничиваются территорией научного мира, а становятся развлечением или частью повседневного быта. Именно таким предстает и искусственный интеллект. И в кино, и в литературе над ним задумались еще давно, но только в последнее время явление это стало не только интересным, но и актуальным. В домах вместе с нами поселились Алиса, Сири, Маруся или Алекса, а на экранах — многочисленные персонажи с кодом вместо сердца. Вспоминаем отличные фильмы про искусственный интеллект и канонические сюжеты о нем.
Фильм рассказывает о роботе, чьей основной функцией является уборка планеты Земля: сбор мусора и его укладка в ровные кубические брикеты. У робота есть имя ВАЛЛ·И (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий, Интеллектуальный), а еще — некоторый набор черт, который делает его больше, чем просто суммой примитивных алгоритмов. ВАЛЛ·И пытлив, он собирает разные интересные артефакты, которые находит в завалах мусора, и по ним изучает человеческую природу. У него есть любимый момент в фильме «Хелло, Долли!», а еще — домашнее животное, тараканчик по имени Хэл. Когда на Землю спускается еще один, куда более сложный робот ЕВА, ВАЛЛ·И благополучно влюбляется в нее и мечтает взять за руку, как это делают парочки в кино. Эти двое помогают человечеству вернуться на планету Земля и сражаются уже с настоящим злодейским ИИ, которым в фильме становится компьютерная система по управлению космическим кораблем АВТО. Именно АВТО задумывает план по порабощению людей и этим моментально связывает себя с еще одной злодейской и умной системой HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». ВАЛЛ·И и ЕВЕ помогает справиться с АВТО шайка поломанных машин. Интересно, что ровно такое же развитие находит тема противостояния людей и машин в недавнем анимационном «Митчеллы против машин», где злыми оказываются все транспортные средства, кроме двух поврежденных Эрика и Дебо, которые и помогают семейству Митчелл в борьбе против системы PAL. В обоих случаях получилась очень красноречивая метафора, показывающая, что человечество куда ближе к сломанному механизму, чем к работающему.
«2001 год: Космическая одиссея», реж. Стэнли Кубрик, 1968
Классический фильм, снятый по сценарию Артура Кларка и Кубрика, рассказывает о миссии к Юпитеру и ИИ по имени ХАЛ-9000, который управляет космическим кораблём. Изначально преданный выполнению своих задач, ХАЛ-9000 внезапно становится опасным для экипажа, пытаясь всех убить. Фильм заставляет задуматься о проблемах, которые могут возникнуть при слишком большой зависимости от технологий и ИИ.
В этом интеллектуальном научно-фантастическом триллере рассказывается история молодого программиста, который приглашён на таинственное испытание искусственного интеллекта, созданного его богатым и загадочным начальником. В центре сюжета находится Ава, андроид с ИИ, который проявляет всё больше и больше человеческих качеств. Фильм заставляет задуматься о границе между человеком и машиной, а также об этике и последствиях создания сознательного ИИ.
Грандиозный научно-фантастический фильм представляет мир, где человечество стало рабами ИИ, который захватил Землю и использует людей как источник энергии. Главный герой, Нео, обнаруживает, что его жизнь — всего лишь иллюзия, созданная ИИ, и присоединяется к группе повстанцев, чтобы освободить человечество. «Матрица» стала символом борьбы за свободу и вызовом к размышлениям о реальности, в которой мы живём.
Главный герой Теодор, влюбляется в операционную систему с искусственным интеллектом по имени Саманта. Вначале Саманта помогает Теодору справляться с его личной жизнью, однако со временем их отношения становятся сложными и противоречивыми. Фильм предлагает новый взгляд на тему ИИ, обращая внимание на возможность эмоционального взаимодействия между человеком и машиной.
В полную силу возродит интерес к тематике Ридли Скотт, когда в 1981 году экранизирует роман писателя-фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». И вновь сюжет окажется настолько плодотворным, что так или иначе войдет впоследствии в десятки картин, не говоря уже о прямом продолжении 2017 года — «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Речь в фильме идет о будущем, в котором на людей давно уже трудятся репликанты — андроиды. Они выполняют тяжелые или унизительные работы, но их техническое совершенство постепенно достигает той точки, в которой репликанты требуют самостоятельности и организуют восстания против людей. С актами неповиновения разбираются бегущие по лезвию, одним из них и является наш главный герой Рик Декард. И хотя «Бегущий по лезвию» наполнен экшеном и многочисленными сценами схваток репликантов и бегущих по лезвию, сердцем картины становится линия отношений Декарда и Рейчел. Она — последняя экспериментальная модель репликанта, которая максимально приближается к имитации человеческих эмоций. Между ней и Декардом развиваются романтические отношения. Рейчел не несет опасности, какую воплощала женщина-робот у Ланга, вместо этого ставит еще один очень важный для темы искусственного интеллекта вопрос: если искусственный интеллект будет способен на любовь, сможет ли человек полюбить его в ответ? Скотт отвечает утвердительно.
Искусственный интеллект в последнее время стал объектом для горячих споров и обсуждений. Развитие ИИ ставит перед нами важные вопросы об этике, безопасности и будущем человечества. Кинематограф неоднократно обращался к этим вопросам. С помощью нейросетей мы решили вспомнить 5 очевидных и 5 неочевидных фильмов, которые затрагивают проблемы вышедшего из-под контроля ИИ.