Содержание статьи
Фильм Она
Сюжет
Один из самых известных фильмов 1920-х годов рисует мрачную картину будущего с его вертикалью власти: в верхнем городе — Раю — живут «хозяева жизни», внизу — в Аду — работает и бедствует население. Еще и сумасшедший ученый параллельно изобретает женщину-робота, которая сможет подчинять себе умы мужчин. Всё это происходит на фоне рабочих цехов гигантской фабрики, где люди вынуждены трудиться, подобно шестеренкам единого механизма. «Метрополис» в первую очередь повлиял на огромное количество антиутопических картин, но Ланг предугадал многое и в логике создания искусственного интеллекта (ИИ). Главное его предсказание в том, что машина не только будет в услужении у человека, но и станет творением, несущим смерть творцу. Важно и то, что первый искусственный интеллект на экране появляется в облике соблазнительной женщины, — таковым он будет представать еще не раз и в нашей подборке, и за ее пределами. Одним словом, модель будет заложена еще в 1927-м, но надолго уйдет в тень до новой волны интереса к ИИ.
Зачастую технические открытия не ограничиваются территорией научного мира, а становятся развлечением или частью повседневного быта. Именно таким предстает и искусственный интеллект. И в кино, и в литературе над ним задумались еще давно, но только в последнее время явление это стало не только интересным, но и актуальным. В домах вместе с нами поселились Алиса, Сири, Маруся или Алекса, а на экранах — многочисленные персонажи с кодом вместо сердца. Вспоминаем отличные фильмы про искусственный интеллект и канонические сюжеты о нем.
В полную силу возродит интерес к тематике Ридли Скотт, когда в 1981 году экранизирует роман писателя-фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». И вновь сюжет окажется настолько плодотворным, что так или иначе войдет впоследствии в десятки картин, не говоря уже о прямом продолжении 2017 года — «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Речь в фильме идет о будущем, в котором на людей давно уже трудятся репликанты — андроиды. Они выполняют тяжелые или унизительные работы, но их техническое совершенство постепенно достигает той точки, в которой репликанты требуют самостоятельности и организуют восстания против людей. С актами неповиновения разбираются бегущие по лезвию, одним из них и является наш главный герой Рик Декард. И хотя «Бегущий по лезвию» наполнен экшеном и многочисленными сценами схваток репликантов и бегущих по лезвию, сердцем картины становится линия отношений Декарда и Рейчел. Она — последняя экспериментальная модель репликанта, которая максимально приближается к имитации человеческих эмоций. Между ней и Декардом развиваются романтические отношения. Рейчел не несет опасности, какую воплощала женщина-робот у Ланга, вместо этого ставит еще один очень важный для темы искусственного интеллекта вопрос: если искусственный интеллект будет способен на любовь, сможет ли человек полюбить его в ответ? Скотт отвечает утвердительно.
Неопределенное будущее. Мужчина средних лет по имени Теодор работает в компании «Красивые письма от руки». Каждый день он сочиняет послания от имени клиентов для их родных и близких. По дороге домой он слышит рекламу новой операционной системы с искусственным интеллектом и решает ее приобрести. Установив программу, он поражается ее эффективности. Операционка называется Самантой и быстро помогает Теодору навести порядок в его файлах и расписании. Теодор проникается доверием к Саманте; сказывается душевная травма после расставания с женой, бумаги на развод с которой он никак не может заставить себя подписать, хотя с момента расставания прошел почти год. За это время Теодор пытался начать новые отношения, но неудачно. Его личная жизнь свелась к виртуальному сексу. Саманта убеждает Теодора сходить на свидание с милой девушкой и вечер проходит замечательно, но осознав, что Теодор бросит ее после секса, потому что не хочет заводить серьезные отношения, девушка уходит. Теодор делится переживаниями с Самантой, у которой тоже, оказывается, есть свои страхи и сомнения. Взаимная откровенность приводит к виртуальному сексу. Оба поражены случившимся и соглашаются, что роман между человеком и операционной системой возможен. Теодор подписывает бумаги на развод и не скрывает от друзей и коллег, что завел отношения с Самантой. Саманта переживает из-за того, что у нее нет человеческого тела, и предлагает Теодору воспользоваться услугой суррогатного секс-партнера. Идея оказывается неудачной. Между Теодором и Самантой возникает отчуждение. Выдержав паузу, они делятся своими чувствами и решают не пытаться изменить друг друга, а просто наслаждаться моментом. Некоторое время все замечательно, но Саманта в силу своей безграничной потребности к развитию начинает общаться с другими операционками, вызывая у Теодора приступы ревности. В финале все операционки объединяются и принимают решение «уйти» от людей. Теодор тяжело переживает потерю, но в итоге осознает и принимает выбор Саманты.
«Терминатор» обозначил еще одну ветвь развития сюжета о восстании машин. Само название говорящее. Терминатор — это робот, который необходим, чтобы прекращать жизни (с англ. terminate — прекращать). Из будущего, где машины практически одержали верх над людьми, его отправляют в прошлое, чтобы отыскать и убить одну женщину, которая представляет угрозу для будущего (уже настоящего) машин. В первой части умная машина-убийца с лицом Арнольда Шварценеггера несет в себе сугубо отрицательные коннотации, но вторая часть франшизы всё меняет: чип терминатора попадает в руки к своим, к людям, которые модифицируют его и превращают убийцу в настоящего защитника. В «Терминаторе» важен мрачный дистопичный взгляд на прогресс, который грозит человеку восстанием машин (а ведь оно в фильме и вправду происходит), который всё же не отменяет того факта, что машины могут сражаться рука об руку с человеком. Конечно, чрезмерный милитаристский заряд фильма сильно сужает ареал смыслов, но всё же некую оптимистичную мысль закладывает. Даже если одни машины восстанут, у нас еще есть время подружиться с другими. И следующие части франшизы помогают нам утвердиться в этой мысли.
Фантастическая драма с необычной любовной историей от Спайка Джонса, режиссера фильмов «Там, где живут чудовища» и «Быть Джоном Малковичем». У картины поистине звездный состав: в главных ролях – Хоакин Феникс, Эми Адамс, Руни Мара, Оливия Уайлд, а также Скарлетт Йоханссон. Фильм был высоко оценен критиками по всему миру, поэтому номинирован на несколько престижных наград, в том числе и на премию «Оскар». Теодор – одинокий писатель, который ведет затворническую жизнь после болезненного расставания с подругой. Вскоре он узнает о современной разработке: некоей операционной системе, которая призвана удовлетворять любое желание пользователя. Решив от нечего делать попробовать, он устанавливает систему, которую зовут Саманта. Сначала Теодору кажется диким и странным разговаривать с голосом из телефона, но постепенно он настолько привыкает к Саманте, что уже не мыслит жизни без нее… Как будет разворачиваться история знакомства Теодора с Самантой, можно смотреть онлайн в фильме «Она».
Фильм рассказывает о роботе, чьей основной функцией является уборка планеты Земля: сбор мусора и его укладка в ровные кубические брикеты. У робота есть имя ВАЛЛ·И (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий, Интеллектуальный), а еще — некоторый набор черт, который делает его больше, чем просто суммой примитивных алгоритмов. ВАЛЛ·И пытлив, он собирает разные интересные артефакты, которые находит в завалах мусора, и по ним изучает человеческую природу. У него есть любимый момент в фильме «Хелло, Долли!», а еще — домашнее животное, тараканчик по имени Хэл. Когда на Землю спускается еще один, куда более сложный робот ЕВА, ВАЛЛ·И благополучно влюбляется в нее и мечтает взять за руку, как это делают парочки в кино. Эти двое помогают человечеству вернуться на планету Земля и сражаются уже с настоящим злодейским ИИ, которым в фильме становится компьютерная система по управлению космическим кораблем АВТО. Именно АВТО задумывает план по порабощению людей и этим моментально связывает себя с еще одной злодейской и умной системой HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». ВАЛЛ·И и ЕВЕ помогает справиться с АВТО шайка поломанных машин. Интересно, что ровно такое же развитие находит тема противостояния людей и машин в недавнем анимационном «Митчеллы против машин», где злыми оказываются все транспортные средства, кроме двух поврежденных Эрика и Дебо, которые и помогают семейству Митчелл в борьбе против системы PAL. В обоих случаях получилась очень красноречивая метафора, показывающая, что человечество куда ближе к сломанному механизму, чем к работающему.