Содержание статьи
Воевать, любить, спасать и властвовать: Фильмы про искусственный интеллект
Любовь. Смерть. Роботы
Фильм начинается с того, что Тэцуо сбивает на дороге Технофетишиста, мужчину, который вставляет в свое тело металлические предметы. Тэцуо получает травму головы, и он начинает видеть странные сны. В этих снах он видит, как из его тела растут металлические щупальца.
Один из самых известных фильмов 1920-х годов рисует мрачную картину будущего с его вертикалью власти: в верхнем городе — Раю — живут «хозяева жизни», внизу — в Аду — работает и бедствует население. Еще и сумасшедший ученый параллельно изобретает женщину-робота, которая сможет подчинять себе умы мужчин. Всё это происходит на фоне рабочих цехов гигантской фабрики, где люди вынуждены трудиться, подобно шестеренкам единого механизма. «Метрополис» в первую очередь повлиял на огромное количество антиутопических картин, но Ланг предугадал многое и в логике создания искусственного интеллекта (ИИ). Главное его предсказание в том, что машина не только будет в услужении у человека, но и станет творением, несущим смерть творцу. Важно и то, что первый искусственный интеллект на экране появляется в облике соблазнительной женщины, — таковым он будет представать еще не раз и в нашей подборке, и за ее пределами. Одним словом, модель будет заложена еще в 1927-м, но надолго уйдет в тень до новой волны интереса к ИИ.
Я создан для тебя (2021) — немецкая романтическая комедия, снятая Марией Шрадер. Фильм рассказывает о женщине по имени Альма, которая соглашается принять участие в эксперименте, в ходе которого она должна жить с роботом-гуманоидом по имени Том в течение трех недель.
Фильм рассказывает о роботе, чьей основной функцией является уборка планеты Земля: сбор мусора и его укладка в ровные кубические брикеты. У робота есть имя ВАЛЛ·И (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий, Интеллектуальный), а еще — некоторый набор черт, который делает его больше, чем просто суммой примитивных алгоритмов. ВАЛЛ·И пытлив, он собирает разные интересные артефакты, которые находит в завалах мусора, и по ним изучает человеческую природу. У него есть любимый момент в фильме «Хелло, Долли!», а еще — домашнее животное, тараканчик по имени Хэл. Когда на Землю спускается еще один, куда более сложный робот ЕВА, ВАЛЛ·И благополучно влюбляется в нее и мечтает взять за руку, как это делают парочки в кино. Эти двое помогают человечеству вернуться на планету Земля и сражаются уже с настоящим злодейским ИИ, которым в фильме становится компьютерная система по управлению космическим кораблем АВТО. Именно АВТО задумывает план по порабощению людей и этим моментально связывает себя с еще одной злодейской и умной системой HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». ВАЛЛ·И и ЕВЕ помогает справиться с АВТО шайка поломанных машин. Интересно, что ровно такое же развитие находит тема противостояния людей и машин в недавнем анимационном «Митчеллы против машин», где злыми оказываются все транспортные средства, кроме двух поврежденных Эрика и Дебо, которые и помогают семейству Митчелл в борьбе против системы PAL. В обоих случаях получилась очень красноречивая метафора, показывающая, что человечество куда ближе к сломанному механизму, чем к работающему.
Зачастую технические открытия не ограничиваются территорией научного мира, а становятся развлечением или частью повседневного быта. Именно таким предстает и искусственный интеллект. И в кино, и в литературе над ним задумались еще давно, но только в последнее время явление это стало не только интересным, но и актуальным. В домах вместе с нами поселились Алиса, Сири, Маруся или Алекса, а на экранах — многочисленные персонажи с кодом вместо сердца. Вспоминаем отличные фильмы про искусственный интеллект и канонические сюжеты о нем.
В фильме есть несколько женщин, которые взаимодействуют с Тэцуо. Первая — это его девушка. Вторая — его начальница, которая сначала проявляет к нему интерес, но потом становится его жертвой. Больше всего на экране появляется девушка, которая встречает Тэцуо после того, как он превращается в киборга. Женщина пытается помочь ему, но в конечном итоге она оказывается в опасности.
Тэцуо: Железный человек
В полную силу возродит интерес к тематике Ридли Скотт, когда в 1981 году экранизирует роман писателя-фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». И вновь сюжет окажется настолько плодотворным, что так или иначе войдет впоследствии в десятки картин, не говоря уже о прямом продолжении 2017 года — «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Речь в фильме идет о будущем, в котором на людей давно уже трудятся репликанты — андроиды. Они выполняют тяжелые или унизительные работы, но их техническое совершенство постепенно достигает той точки, в которой репликанты требуют самостоятельности и организуют восстания против людей. С актами неповиновения разбираются бегущие по лезвию, одним из них и является наш главный герой Рик Декард. И хотя «Бегущий по лезвию» наполнен экшеном и многочисленными сценами схваток репликантов и бегущих по лезвию, сердцем картины становится линия отношений Декарда и Рейчел. Она — последняя экспериментальная модель репликанта, которая максимально приближается к имитации человеческих эмоций. Между ней и Декардом развиваются романтические отношения. Рейчел не несет опасности, какую воплощала женщина-робот у Ланга, вместо этого ставит еще один очень важный для темы искусственного интеллекта вопрос: если искусственный интеллект будет способен на любовь, сможет ли человек полюбить его в ответ? Скотт отвечает утвердительно.
Любовь. Смерть. Роботы (2019) — американский анимационный научно-фантастический сериал-антология, созданный по заказу потокового сервиса Netflix и рассчитанный на взрослую аудиторию. Сериал собирает различные короткие истории в жанрах научной фантастики, фэнтези и ужасов. Исполнительными продюсерами сериала выступили Дэвид Финчер, Тим Миллер, Джошуа Донен и Дженнифер Миллер.
С годами Эндрю становится все более похожим на человека. Он начинает испытывать эмоции, такие как любовь, сострадание и одиночество. Также, он начинает задумываться о своем месте в мире. В 2205 году Эндрю добивается признания своего человеческого статуса. Он получает имя Эндрю Мартин и становится свободным человеком.
«Терминатор» обозначил еще одну ветвь развития сюжета о восстании машин. Само название говорящее. Терминатор — это робот, который необходим, чтобы прекращать жизни (с англ. terminate — прекращать). Из будущего, где машины практически одержали верх над людьми, его отправляют в прошлое, чтобы отыскать и убить одну женщину, которая представляет угрозу для будущего (уже настоящего) машин. В первой части умная машина-убийца с лицом Арнольда Шварценеггера несет в себе сугубо отрицательные коннотации, но вторая часть франшизы всё меняет: чип терминатора попадает в руки к своим, к людям, которые модифицируют его и превращают убийцу в настоящего защитника. В «Терминаторе» важен мрачный дистопичный взгляд на прогресс, который грозит человеку восстанием машин (а ведь оно в фильме и вправду происходит), который всё же не отменяет того факта, что машины могут сражаться рука об руку с человеком. Конечно, чрезмерный милитаристский заряд фильма сильно сужает ареал смыслов, но всё же некую оптимистичную мысль закладывает. Даже если одни машины восстанут, у нас еще есть время подружиться с другими. И следующие части франшизы помогают нам утвердиться в этой мысли.
Эти фильмы рассматривают тему любви между человеком и искусственным интеллектом в более мрачном и пессимистичном свете. Они поднимают вопросы о том, может ли любовь между человеком и роботом быть настоящей и могут ли роботы представлять опасность для человечества?