Фильм где искусственный интеллект захватил мир

0
6

Воевать, любить, спасать и властвовать: Фильмы про искусственный интеллект

Космическая одиссея 2001 года

В прошлом году Грета Гервиг в розовой дистопичной фантазии «Барби» повеселила зрителей оммажем на одну из начальных сцен «Космической одиссеи 2001 года» под музыку Рихарда Штрауса. Научно-фантастический фильм Стэнли Кубрика сильно повлиял на кинематограф в целом и даже открыл космическую эпоху в кино. «Солярис», «Звездные войны», «Интерстеллар», «Гравитация» — все эти и многие другие истории о космосе выросли из «Космической одиссеи». Однако, помимо увлеченности человечества космосом, Кубрик осмыслял обсессию людей современными технологиями и кризис человеческого развития, из-за которого люди гибнут, доверив машинам полный контроль за их жизнями.

Блокбастер Алекса Пройаса основан на цикле произведений Айзека Азимова о позитронных роботах («Три закона роботехники»). В мире, где роботы — обычные помощники человека, вдруг происходит убийство ведущего конструктора, который занимается разработкой ИИ. Главный подозреваемый — робот, возможно, нарушивший закон о том, что андроид никогда не поднимет руки на человека. Если роботы могут отвергать законы, значит, человечеству грозит захват контроля над людьми. «Я, робот» — в каком-то смысле сюжет о сверхчеловеке с Уиллом Смитом в главной роли, который, кстати, отказался от роли Нео в «Матрице».

Сюжет о бунте искусственного интеллекта — это всегда в каком-то смысле история о том, как человек пошел против Бога. Или, скорее, решил занять его место. Значит, если Создатель — человек, то творение — ИИ — стремится стать человеком. Бунтующим роботом в фильме Гарленда становится красавица-андроид по имени Ава. Как именно она изменит мир, остается только гадать. Но в том, что теперь судьба человечества находится в руках хрупкой героини Алисии Викандер, сомнений нет. Бог умер, а она — тот самый Сверхчеловек по Ницше.

Фильм рассказывает о роботе, чьей основной функцией является уборка планеты Земля: сбор мусора и его укладка в ровные кубические брикеты. У робота есть имя ВАЛЛ·И (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий, Интеллектуальный), а еще — некоторый набор черт, который делает его больше, чем просто суммой примитивных алгоритмов. ВАЛЛ·И пытлив, он собирает разные интересные артефакты, которые находит в завалах мусора, и по ним изучает человеческую природу. У него есть любимый момент в фильме «Хелло, Долли!», а еще — домашнее животное, тараканчик по имени Хэл. Когда на Землю спускается еще один, куда более сложный робот ЕВА, ВАЛЛ·И благополучно влюбляется в нее и мечтает взять за руку, как это делают парочки в кино. Эти двое помогают человечеству вернуться на планету Земля и сражаются уже с настоящим злодейским ИИ, которым в фильме становится компьютерная система по управлению космическим кораблем АВТО. Именно АВТО задумывает план по порабощению людей и этим моментально связывает себя с еще одной злодейской и умной системой HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». ВАЛЛ·И и ЕВЕ помогает справиться с АВТО шайка поломанных машин. Интересно, что ровно такое же развитие находит тема противостояния людей и машин в недавнем анимационном «Митчеллы против машин», где злыми оказываются все транспортные средства, кроме двух поврежденных Эрика и Дебо, которые и помогают семейству Митчелл в борьбе против системы PAL. В обоих случаях получилась очень красноречивая метафора, показывающая, что человечество куда ближе к сломанному механизму, чем к работающему.

В древнегреческих трагедиях Софокл и Еврипид нередко использовали драматургический прием Deus ex machina («бог из машины»). На сцене внезапно появлялась специальная подъемная машина, разрешавшая конфликт и определявшая судьбу героев. Алекс Гарленд берет часть этого выражения для названия фильма Ex Machina, осмысляя, какими могут быть взаимоотношения Бога и машины, творца и его создания, способен ли кто-то из них управлять судьбой другого.

Мы живем в мире, в котором экс-президента США Дональда Трампа арестуют с применением силы, Папа Римский гуляет в огромном белом пуховике, а Эмманюэль Макрон сидит среди мусора на фоне Эйфелевой башни. И все это фейки, сгенерированные нейросетью. К тому же на днях Apple представила новую операционную систему с искусственным интеллектом. Нейросеть, внедренная в технику бренда, получит доступ ко всей информации на устройстве, а значит, установит полный контроль над жизнью пользователей. Быстрое развитие искусственного интеллекта пугает не только обычных людей, с трудом отличающих фейки от реальности, но и современных философов, среди которых Юваль Ной Харари, Гаспар Кенни и Бернар Стиглер. Своими опасениями насчет того, чем угрожает людям искусственный интеллект, делятся писатели-фантасты и, конечно, кинематографисты. Составили подборку фильмов, которые лучше других показывают, что может ждать человечество.

Полноправным героем фильма можно назвать искусственный интеллект по имени HAL 9000 (созвучие с hell явно неслучайно). Он изучает людей цифровым красным глазом и управляет космическим кораблем, отправившимся в экспедицию до Юпитера. Но компьютер выходит из-под контроля астронавтов, что ведет к смертям, трагическому исходу экспедиции и изменению судьбы всего человечества.

«Терминатор» определил еще одно направление, как может развиваться сюжет о восстании машин. Лучший фильм франшизы с Арнольдом Шварценеггером рассказывает о противостоянии людей и ИИ «Скайнет», который осознал себя как личность, начав ядерную войну. «Терминатор» — еще одна дистопия, которая показывает, что обратная сторона прогресса — риск восстания машин. А последствия у этого могут быть самые страшные, в том числе и апокалипсис. И вместе с тем у Джеймса Кэмерона машины могут сражаться рука об руку с человеком. Так, машине-убийце заменили чип терминатора, превратив его в защитника.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Какие профессии не заменит искусственный интеллект

Из машины

Иногда случается так, что сами фантасты создают будущее. Этим славятся и братья Вачовски, снявшие киберпанк «Матрица». В первой части, например, Нео пользовался футуристичным и модным бананофоном, в котором даже автоматически выдвигалась крышка. Идею из фильма бренд Nokia реализовала уже в следующей модели. «Матрица» не только повлияла на жизнь в будущем, на кинематограф, но и воплотила на экране значимую философскую концепцию. Та реальность, в которой мы существуем, — это на самом деле симуляция, куда людей поместили разумные машины. Тем самым фильм предсказал современную нам идею всеобщей сети и создал виртуальный мир, похожий на компьютерную игру. С одной стороны, «Матрица» — это увлекательное переложение платоновского мифа о Пещере. С другой, страшная фантазия на тему того, к чему может привести желание людей отдать свободу воли искусственному интеллекту.

В полную силу возродит интерес к тематике Ридли Скотт, когда в 1981 году экранизирует роман писателя-фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». И вновь сюжет окажется настолько плодотворным, что так или иначе войдет впоследствии в десятки картин, не говоря уже о прямом продолжении 2017 года — «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Речь в фильме идет о будущем, в котором на людей давно уже трудятся репликанты — андроиды. Они выполняют тяжелые или унизительные работы, но их техническое совершенство постепенно достигает той точки, в которой репликанты требуют самостоятельности и организуют восстания против людей. С актами неповиновения разбираются бегущие по лезвию, одним из них и является наш главный герой Рик Декард. И хотя «Бегущий по лезвию» наполнен экшеном и многочисленными сценами схваток репликантов и бегущих по лезвию, сердцем картины становится линия отношений Декарда и Рейчел. Она — последняя экспериментальная модель репликанта, которая максимально приближается к имитации человеческих эмоций. Между ней и Декардом развиваются романтические отношения. Рейчел не несет опасности, какую воплощала женщина-робот у Ланга, вместо этого ставит еще один очень важный для темы искусственного интеллекта вопрос: если искусственный интеллект будет способен на любовь, сможет ли человек полюбить его в ответ? Скотт отвечает утвердительно.

Зачастую технические открытия не ограничиваются территорией научного мира, а становятся развлечением или частью повседневного быта. Именно таким предстает и искусственный интеллект. И в кино, и в литературе над ним задумались еще давно, но только в последнее время явление это стало не только интересным, но и актуальным. В домах вместе с нами поселились Алиса, Сири, Маруся или Алекса, а на экранах — многочисленные персонажи с кодом вместо сердца. Вспоминаем отличные фильмы про искусственный интеллект и канонические сюжеты о нем.

«Терминатор» обозначил еще одну ветвь развития сюжета о восстании машин. Само название говорящее. Терминатор — это робот, который необходим, чтобы прекращать жизни (с англ. terminate — прекращать). Из будущего, где машины практически одержали верх над людьми, его отправляют в прошлое, чтобы отыскать и убить одну женщину, которая представляет угрозу для будущего (уже настоящего) машин. В первой части умная машина-убийца с лицом Арнольда Шварценеггера несет в себе сугубо отрицательные коннотации, но вторая часть франшизы всё меняет: чип терминатора попадает в руки к своим, к людям, которые модифицируют его и превращают убийцу в настоящего защитника. В «Терминаторе» важен мрачный дистопичный взгляд на прогресс, который грозит человеку восстанием машин (а ведь оно в фильме и вправду происходит), который всё же не отменяет того факта, что машины могут сражаться рука об руку с человеком. Конечно, чрезмерный милитаристский заряд фильма сильно сужает ареал смыслов, но всё же некую оптимистичную мысль закладывает. Даже если одни машины восстанут, у нас еще есть время подружиться с другими. И следующие части франшизы помогают нам утвердиться в этой мысли.

Один из самых известных фильмов 1920-х годов рисует мрачную картину будущего с его вертикалью власти: в верхнем городе — Раю — живут «хозяева жизни», внизу — в Аду — работает и бедствует население. Еще и сумасшедший ученый параллельно изобретает женщину-робота, которая сможет подчинять себе умы мужчин. Всё это происходит на фоне рабочих цехов гигантской фабрики, где люди вынуждены трудиться, подобно шестеренкам единого механизма. «Метрополис» в первую очередь повлиял на огромное количество антиутопических картин, но Ланг предугадал многое и в логике создания искусственного интеллекта (ИИ). Главное его предсказание в том, что машина не только будет в услужении у человека, но и станет творением, несущим смерть творцу. Важно и то, что первый искусственный интеллект на экране появляется в облике соблазнительной женщины, — таковым он будет представать еще не раз и в нашей подборке, и за ее пределами. Одним словом, модель будет заложена еще в 1927-м, но надолго уйдет в тень до новой волны интереса к ИИ.

В футуристичном Лос-Анджелесе искусственный интеллект запускает ядерное оружие. Американские власти стремятся устранить главного архитектора ИИ — Нимату. Начинается война человечества против роботов, но на стороне последних вдруг оказываются жители страны Новая Азия. В главной роли — Джон Дэвид Вашингтон, который сыграл спецагента, внедренного к силам, поддерживающим роботов. Фильм Гарета Эдвардса размышляет о природе власти и о том, возможен ли мир между людьми и искусственным интеллектом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь