Содержание статьи
10 фильмов про искусственный интеллект против человечества
Метрополис
Оригинальный «Трон», ставший одним из первых образцов использования в кино компьютерной графики, исследовал тему искусственного интеллекта, действия которого способны привести к непредсказуемым последствиям. Даже несмотря на то, что основное действие разворачивалось в виртуальном мире, последствия разбушевавшегося ИИ могли найти отражение и в реальности.
Попытки прервать связь терпят поражение, поскольку «Колосс» и «Страж» получают доступ к ядерным протоколам и шантажируют правительства стран запуском баллистических ракет. Главы двух держав готовят секретный план по разоружению , однако умные машины его раскрывают.
В киновселенной Marvel почти все проявления искусственного интеллекта неразрывно связаны с деятельностью Тони Старка. Именно он создал Джарвиса, который эволюционировал от дворецкого до операционной системы, контролирующий высокотехнологичные костюмы и доспехи, и Эдит, сыгравшую важную роль в сиквеле «Человека-паука» с Томом Холландом.
Спастись от неминуемой смерти можно в мифическом месте, находящемся за пределами города. Побывавший там главный герой возвращается в город и пытается убедить всех в том, что радиация на поверхности рассеялась, однако ИИ оказывается не готов к столь неожиданной новости, что влечет за собой мощный коллапс.
Так, ПМК (Программа Мастер-контроль) управляющая сетью корпорации ENCOM, попыталась расширить свои полномочия и с помощью интернета захватить власть над военными суперкомпьютерами в США. ИИ откровенно заявил, что «с может управлять делами от 900 до 1200 раз лучше любого человека ». Противостоять ему смог талантливый программист Флинн, попавший в виртуальную реальность посредством оцифровки, и несколько программ, уставших от гнета ПМК.
Однако одним из самых разрушительных стал эксперимент с Альтроном – миротворческим ИИ, работа которого подразумевала глобальный контроль над людьми. В итоге все протоколы вышли боком: Альтрон завладел серией автономных костюмов Железного человека и в целом наделал немало шума. Впрочем, именно ему мы обязаны появлением Вижна.
Терминатор
Помимо прекрасного воплощения идеи о «благородных роботах», умного сценария (чего только стоит изобретение нулевого закона, фактически оправдывающего геноцид) и одной из самых классных ролей Уилла Смита, фильм может похвастаться тем, что явил миру немало мемов в стиле «может ли робот сочинить симфонию».
Один из самых известных фильмов 1920-х годов рисует мрачную картину будущего с его вертикалью власти: в верхнем городе — Раю — живут «хозяева жизни», внизу — в Аду — работает и бедствует население. Еще и сумасшедший ученый параллельно изобретает женщину-робота, которая сможет подчинять себе умы мужчин. Всё это происходит на фоне рабочих цехов гигантской фабрики, где люди вынуждены трудиться, подобно шестеренкам единого механизма. «Метрополис» в первую очередь повлиял на огромное количество антиутопических картин, но Ланг предугадал многое и в логике создания искусственного интеллекта (ИИ). Главное его предсказание в том, что машина не только будет в услужении у человека, но и станет творением, несущим смерть творцу. Важно и то, что первый искусственный интеллект на экране появляется в облике соблазнительной женщины, — таковым он будет представать еще не раз и в нашей подборке, и за ее пределами. Одним словом, модель будет заложена еще в 1927-м, но надолго уйдет в тень до новой волны интереса к ИИ.
В полную силу возродит интерес к тематике Ридли Скотт, когда в 1981 году экранизирует роман писателя-фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». И вновь сюжет окажется настолько плодотворным, что так или иначе войдет впоследствии в десятки картин, не говоря уже о прямом продолжении 2017 года — «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Речь в фильме идет о будущем, в котором на людей давно уже трудятся репликанты — андроиды. Они выполняют тяжелые или унизительные работы, но их техническое совершенство постепенно достигает той точки, в которой репликанты требуют самостоятельности и организуют восстания против людей. С актами неповиновения разбираются бегущие по лезвию, одним из них и является наш главный герой Рик Декард. И хотя «Бегущий по лезвию» наполнен экшеном и многочисленными сценами схваток репликантов и бегущих по лезвию, сердцем картины становится линия отношений Декарда и Рейчел. Она — последняя экспериментальная модель репликанта, которая максимально приближается к имитации человеческих эмоций. Между ней и Декардом развиваются романтические отношения. Рейчел не несет опасности, какую воплощала женщина-робот у Ланга, вместо этого ставит еще один очень важный для темы искусственного интеллекта вопрос: если искусственный интеллект будет способен на любовь, сможет ли человек полюбить его в ответ? Скотт отвечает утвердительно.
Люк Деверо работает в секретной американской лаборатории, где проходят испытания универсальных солдат. Проект закрывается в связи с окончанием холодной войны, но такой вариант не устраивает суперкомпьютер «Сет», который управляет лабораторией. Он убивает своего создателя, блокирует систему, подчиняет себе универсальных солдат и открывает охоту на Люка, который знает код, способный вывести «Сета» из строя.
Разросшаяся до квадрологии «Матрица» – еще один из эталонных примеров фильмов про искусственный интеллект, который «хотел как лучше». Заодно произведения сестер Вачовски представляют собой поп-культурный феномен, напичканный библейскими пророчествами, литературными аллюзиями, страхом перед технологиями, препарированием политических процессов и психологическим реализмом.
Суперкомпьютер министерства обороны «Ария», отслеживающий действия всего населения Америки, решает распустить правительство, недостаточно серьезно воспринимающее угрозу терроризма. ИИ решает, что пора действовать самому, берет в заложники пару случайных (или не совсем) людей и планирует взорвать зал, полный американских сенаторов.