Как создать нейросеть на компьютере

0
15

HOWTO: как установить и настроить собственный ИИ на игровом ПК

⇡#Предварительные замечания

Не раз уже мы называли используемый с AUTOMATIC1111 чекпойнт «v-1-5-pruned-emaonly.safetensors» (переименованный, напомним, в «model.safetensors») базовым. Значит, должны быть и какие-то не-базовые, производные? Так и есть: на основе изначальной модели Stable Diffusion 1.5 (только в версии pruned, без emaonly) энтузиасты производят дотренировку, прогоняя через систему — тем же путём, что пропутешествовали исходные миллиарды картинок, — ещё несколько сотен, или тысяч, или на сколько у них хватит терпения и вычислительных мощностей. Картинки эти, соответствующим образом подобранные и аннотированные, расширяют горизонты восприятия, если так можно выразиться, модели: она начинает значительно чаще выдавать изображения в стимпанковской стилистике без дополнительных подсказок, или лучше начинает рисовать фэнтезийных эльфов (базовый чекпойнт в ответ на подсказку «elf» c большой вероятностью изобразит помощника Санты в зелёном колпачке, а не горделивого обитателя зачарованных лесов), или ещё каким-то образом модифицирует результаты своей генерации.

AUTOMATIC1111 — это и есть название интересующего нас проекта веб-интерфейса для работы со Stable Diffusion. Это именно веб-интерфейс: доступ к нему производится через браузер; по умолчанию только с локального ПК, но при желании можно открыть его и для внешних пользователей — правда, вероятно, придётся повозиться с настройками брандмауэра на своём маршрутизаторе. Это, пожалуй, наиболее популярный на сегодня интерфейс для работы со Stable Diffusion: хотя имеются и другие подобные проекты, широта возможностей контроля над процессом генерации и множество доступных плагинов делают AUTOMATIC1111 отличным инструментом для экспериментирования.

Например, на вход поступает картинка. Чтобы нейросеть могла понять, что на ней изображено, она должна выделить разные элементы из картинки, распознать их и подумать, что означает сочетание этих элементов. Примерно так работает зрительная кора в головном мозге. Это несколько задач, их не смогут решить одинаковые нейроны. Поэтому нужно несколько слоев, где каждый делает что-то свое. Для распознавания часто используют так называемые сверточные нейросети. Они состоят из комбинации сверточных и субдискретизирующих слоев, каждый из которых решает свою задачу.

Можно и даже нужно: вся прелесть ИИ-преобразования текста в картинки заключается как раз не в самом рисовании роботом неких образов по заданной подсказке, а в том, насколько разнообразными и порой неожиданными могут быть плоды его трудов — в зависимости от приложенных оператором мыслительных усилий. Для начала задействуем поле Negative prompt, вписав туда то, чего не хочется видеть в итоговой картинке, а именно — low quality. Далее нажмём на зелёный треугольник из стрелочек, напоминающий условное обозначение вторичной переработки: это позволит зафиксировать случайно подобранную системой затравку (seed; в данном случае — 3423357652) для последующих генераций, что сделает оценку влияния вводимых нами параметров на итоговую картинку более наглядным.

Добавим туда через запятую sd_vae, sd_hypernetwork, CLIP_stop_at_last_layers, sd_hypernetwork_strength (начиная с версии 1.2.0 AUTOMATIC1111 добавление это производится из выпадающего меню: достаточно начать набирать наименование желаемого параметра, и список предлагаемых опций будет автоматически сужаться).

Бесспорно, лучше прочих из сравнительно широко доступных видеокарт для машинного преобразования текста в картинки подойдут новейшие NVIDIA RTX 4080 и 4090, в первую очередь по причине внушительного объёма их VRAM — 16 и 24 Гбайт соответственно. Объём ОЗУ компьютера и производительность его ЦП принципиального значения не имеют, но лучше всё-таки ориентироваться на 8 Гбайт DRAM как минимум и хотя бы на четырёхъядерный процессор — такое «железо» позволит быстрее производить служебные вычисления, необходимые для подготовки к собственно генерации изображений.

Собственно, всё: сохранив изменения в webui-user.bat и закрыв его, снова запускаем этот файл двойным щелчком — и наблюдаем, как система (уже с оптимизированными параметрами) приходит в рабочее состояние. После появления надписи «Running on local URL» самое время открыть в браузере новую вкладку и набрать в ней адрес, по которому доступен веб-интерфейс AUTOMATIC1111, — http://127.0.0.1:7860.

Программисты-олдфаги оценят изощрённый юмор разработчиков платформы: в окне «Choosing the default editor used by Git» по умолчанию выбран Vim — известный и заслуженный, но крайне противоречивый текстовый редактор; из мира не Linux даже, а стародавнего ещё UNIX (точнее, BSD). Не ввязываясь в дискуссию о плюсах и минусах различных редакторов эпохи исключительно текстовых компьютерных терминалов, отметим, что далёкому от этих материй пользователю (особенно пользователю Windows) имеет смысл выбрать в этом окне что-то менее остросюжетное, хотя бы банальный Notepad.

Формула для расчета выхода нейрона

Негативную подсказку оставим прежней. Не следует удивляться появлению ссылки на Васнецова: Stable Diffusion при обучении ознакомили с работами множества художников, так что их имена в подсказке оказывают влияние на общий стиль изображения — пусть даже сам этот реальный художник в своей практике сражающихся роботов не писал. Упоминание известного среди мастеров и поклонников цифровых художеств сайта ArtStation тоже не случайно: популярные на нём (trending) работы в целом имеют весьма определённую стилистику, и её система машинного обучения тоже вполне успешно ухватывает.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Что такое факультет искусственного интеллекта

Имя Ханса «Рюди» Гигера известно немногим, однако стилистика его работ в жанре фантастического реализма знакома каждому, кто видел хотя бы пару кадров из культового фильма «Чужой», для которого именно этот художник разработал и образ ксеноморфа, и общий дизайн. Что же касается скобочек и цифр внутри, то это принятый в AUTOMATIC1111 способ изменения значимости (относительного веса) конкретной подсказки.

Другие методы и формулы. Чтобы нейроны обучались, нужно задать формулу корректировки весов — мы говорили про это выше. Если нейронов много, то формулу нужно как-то распространить на все из них. Для этого используется метод градиентного спуска: рассчитывается градиент по весам, а потом от него делается шаг в меньшую сторону. Звучит сложно, но на самом деле для этого есть специальные формулы и функции.

Больше мощностей. Нейронные сети работают с матрицами, так что если нейронов много, вычисления получаются очень ресурсоемкие. Известные нейросети вроде Midjourney или ChatGPT — это сложные и «тяжелые» системы, для их работы нужны сервера с мощным «железом». Так что написать собственный DALL-E на домашнем компьютере не получится. Но есть сервисы для аренды мощностей: ими как раз пользуются инженеры машинного обучения, чтобы создавать, обучать и тестировать модели.

Именно из этого терминала пользователь и отдаёт команды Git — в частности, на закачку интересующих его проектов. «Закачка» в терминах этой платформы — «клонирование», т. е. создание локальной копии расположенного онлайн кода, поэтому требуемая команда выглядит следующим образом:

А можно ли генерировать изображения со Stable Diffusion вообще в отсутствие подходящего ПК под рукой? Да, разумеется! Онлайн совершенно бесплатно (а порой, хотя бы в ограниченных пределах, и анонимно, т. е. без требования непременной предварительной регистрации) доступен целый ряд действующих инсталляций: Stable Diffusion Playground, mage.space, Stable Diffusion Online, Dezgo и ещё множество, обнаружить которые через любой поисковик не составит труда (едва ли не единственная отечественная разработка среди них — модель Kandinsky 2.1). Понятно, что на пользователя, в особенности не имеющего возможности заплатить за визуализацию своих текстовых описаний, такие сайты накладывают немало ограничений: это и скудость выбора параметров генерации, и невозможность совершенствовать полученную базовую картинку, и кое-где даже принудительное наложение метки сайта (watermark) на готовое изображение. Кроме того, очереди на бесплатную генерацию на популярных сайтах могут быть довольно длинными. Но если очень-очень надо получить хоть какой-то визуальный образ на основе возникшего в голове сочетания слов, доступные онлайн модели — неплохое начало.

Помимо полноценных дотренированных чекпойнтов, известны и другие методы обучения генеративной модели text2image определённой стилистике или рисованию новых объектов, не входивших в первичную тренировочную базу. Один из таких методов — LoRA (low-rank adaptation of large language models, низкоуровневая адаптация LLM), что подразумевает внедрение дополнительных обучаемых нейронных слоёв в уже готовые (натренированные в ходе создания базовой модели) блоки трансформеров. Как это реализуется математически — для нас в данном случае принципиального значения не имеет; важно понимать, как этим пользоваться.

После запуска генерации картинки первым в работу вступает CLIP — построенный на трансформерах кодировщик текста в токены, которые используются в дальнейшем уже собственно диффузионной моделью, чтобы «убрать ненужный шум» с заготовки будущего изображения. Как и полагается такому кодировщику, он сам представляет собой многослойную нейросеть (для Stable Diffusion 1.5 — 12 слоёв), на каждом из которых, грубо говоря, производится дополнительная конкретизация подсказки. Скажем, невозможно изобразить «дом вообще», как концептуальную идею: модели необходимо определиться со стилистикой (будет ли это фото, реалистичный тщательный рисунок, стилизация из детской книжки, беглый набросок и т. п.), общими параметрами (этажность, форма крыши, наличие/отсутствие трубы), цветом, числом видимых окон и дверей и ещё множеством параметров. Хорошо, если подсказка детальная: «дом ведьмы» уже значительно сузит пространство выбора вариантов, но всё равно оставит значительный простор для (нет, не воображения, — у современных ИИ его всё ещё нет) псевдослучайного комбинирования вариантов, возникших на основе обучения модели. Ещё раз: это очень грубое описание, поскольку, как и всякая многослойная плотная нейросеть, работа CLIP принципиально не интерпретируема на внутреннем уровне и представляет собой по сути «чёрный ящик».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь