Содержание статьи
От любви до ненависти: 8 фильмов про героев с искусственным интеллектом
«Мир Дикого Запада», 2016-2020
О чём фильм. Анимационный сериал для взрослых состоит из короткометражных серий, не связанных между собой. Они создаются разными студиями и актёрскими составами. Одна из постоянных тем сериала — будущее человечества и место в нём роботов с искусственным интеллектом. В одной из серий роботы осматривают постапокалиптический город, стараются понять живших когда-то здесь людей и найти с ними что-то общее. И ведь находят — это неравнодушие к семейству кошачьих.
Для кого. Получат удовольствие от фильма поклонники творчества Стэнли Кубрика и Стивена Спилберга, ценители драматических жанров, предпочитающих уходить в кино с головой. Хотя фильм не получил престижных премий, он был достаточно тепло воспринят аудиторией.
«Терминатор» обозначил еще одну ветвь развития сюжета о восстании машин. Само название говорящее. Терминатор — это робот, который необходим, чтобы прекращать жизни (с англ. terminate — прекращать). Из будущего, где машины практически одержали верх над людьми, его отправляют в прошлое, чтобы отыскать и убить одну женщину, которая представляет угрозу для будущего (уже настоящего) машин. В первой части умная машина-убийца с лицом Арнольда Шварценеггера несет в себе сугубо отрицательные коннотации, но вторая часть франшизы всё меняет: чип терминатора попадает в руки к своим, к людям, которые модифицируют его и превращают убийцу в настоящего защитника. В «Терминаторе» важен мрачный дистопичный взгляд на прогресс, который грозит человеку восстанием машин (а ведь оно в фильме и вправду происходит), который всё же не отменяет того факта, что машины могут сражаться рука об руку с человеком. Конечно, чрезмерный милитаристский заряд фильма сильно сужает ареал смыслов, но всё же некую оптимистичную мысль закладывает. Даже если одни машины восстанут, у нас еще есть время подружиться с другими. И следующие части франшизы помогают нам утвердиться в этой мысли.
Один из самых известных фильмов 1920-х годов рисует мрачную картину будущего с его вертикалью власти: в верхнем городе — Раю — живут «хозяева жизни», внизу — в Аду — работает и бедствует население. Еще и сумасшедший ученый параллельно изобретает женщину-робота, которая сможет подчинять себе умы мужчин. Всё это происходит на фоне рабочих цехов гигантской фабрики, где люди вынуждены трудиться, подобно шестеренкам единого механизма. «Метрополис» в первую очередь повлиял на огромное количество антиутопических картин, но Ланг предугадал многое и в логике создания искусственного интеллекта (ИИ). Главное его предсказание в том, что машина не только будет в услужении у человека, но и станет творением, несущим смерть творцу. Важно и то, что первый искусственный интеллект на экране появляется в облике соблазнительной женщины, — таковым он будет представать еще не раз и в нашей подборке, и за ее пределами. Одним словом, модель будет заложена еще в 1927-м, но надолго уйдет в тень до новой волны интереса к ИИ.
О чём фильм. Когда разработчик искусственного интеллекта PAL решает списать программу и заменить её на более совершенную, нейросеть начинает ему мстить: она захватывает всю компанию, а вместе с ней и роботов, и приказывает всех людей запустить в космос. Семейка Митчеллов не хочет отсиживаться в ожидании чудесного спасения и сама берётся за дело.
О чём фильм. Много о чём говорит уже сам факт, что ещё в 70-х прошлого века сам Стэнли Кубрик («Заводной апельсин», «Сияние») взялся за экранизацию рассказа «Суперигрушек хватает на всё лето» Брайана Олдиса. Над сценарием трудилась большая команда, включая самого автора рассказа, но сам фильм долгое время оставался в разработке — Кубрик считал компьютерную графику того времени слабой для создания научно-фантастической драмы. Только после смерти режиссёра и спустя около 30 лет за разработку проекта взялся Стивен Спилберг. Главный герой фильма — мальчик-андройд, которого запрограммировали на роль любящего сына и для тестирования отдали в семью Генри и Моники, чей родной ребёнок был тяжело болен и помещён в анабиоз.
«Из машины», 2014
Зачастую технические открытия не ограничиваются территорией научного мира, а становятся развлечением или частью повседневного быта. Именно таким предстает и искусственный интеллект. И в кино, и в литературе над ним задумались еще давно, но только в последнее время явление это стало не только интересным, но и актуальным. В домах вместе с нами поселились Алиса, Сири, Маруся или Алекса, а на экранах — многочисленные персонажи с кодом вместо сердца. Вспоминаем отличные фильмы про искусственный интеллект и канонические сюжеты о нем.
О чём фильм. Оскароносная история отношений между мужчиной и женщиной, но с одним нюансом: один из них — не человек. По сюжету писатель Теодор много времени проводит за общением с операционной системой по имени Саманта и не успевает оглянуться, как влюбляется. Всё потому, что она — не бездушный андройд, а чувственная сущность с искусственным интеллектом, способная думать, чувствовать и переживать. Чем закончатся романтические отношения человека и робота — апгрейдом или сбоем всех систем?
Для кого. Тех, кто любит фильмы с глубоким, продуманным сценарием — именно за него команда получила Оскар. Отдельная заслуга фильма — удачный и очень тонкий подбор актёров: роль Теодора исполнил Хоакин Феникс, голос Саманты принадлежит Скарлетт Йоханссон, в картине приняли участие Эми Адамс и Оливия Уайлд.
Голосовые роботы развиваются с такой скоростью, что через несколько лет действительно с лёгкостью пройдут тест Тьюринга. Например, уже сегодня Робот Скорозвона прозвонит холодную базу с целью сегментации базы и информирования клиентов в сжатые сроки и сделает это в пять раз быстрее операторов.
В полную силу возродит интерес к тематике Ридли Скотт, когда в 1981 году экранизирует роман писателя-фантаста Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». И вновь сюжет окажется настолько плодотворным, что так или иначе войдет впоследствии в десятки картин, не говоря уже о прямом продолжении 2017 года — «Бегущем по лезвию 2049» Дени Вильнёва. Речь в фильме идет о будущем, в котором на людей давно уже трудятся репликанты — андроиды. Они выполняют тяжелые или унизительные работы, но их техническое совершенство постепенно достигает той точки, в которой репликанты требуют самостоятельности и организуют восстания против людей. С актами неповиновения разбираются бегущие по лезвию, одним из них и является наш главный герой Рик Декард. И хотя «Бегущий по лезвию» наполнен экшеном и многочисленными сценами схваток репликантов и бегущих по лезвию, сердцем картины становится линия отношений Декарда и Рейчел. Она — последняя экспериментальная модель репликанта, которая максимально приближается к имитации человеческих эмоций. Между ней и Декардом развиваются романтические отношения. Рейчел не несет опасности, какую воплощала женщина-робот у Ланга, вместо этого ставит еще один очень важный для темы искусственного интеллекта вопрос: если искусственный интеллект будет способен на любовь, сможет ли человек полюбить его в ответ? Скотт отвечает утвердительно.
О чём фильм. Смогут ли технологии спасти мир? Наверное, этим вопросом задавались создатели этой кинокартины. Гениальный учёный одержим идеей создать компьютер, вобравший в себя весь опыт и знания человечества. Далеко не все поддерживают его намерения: в один день его убивает радикальная группировка. Но сознание учёного успевают оцифровать, и уже он сам становится искусственным интеллектом, которому подвластно строить города, менять атмосферу, климат и лечить больных.
О чём фильм. Что если однажды, мы сможем поиграть в любую компьютерную игру в симуляторе будущего? Всех персонажей сыграют запрограммированные андроиды, безукоризненно играющие свою роль, а все участники на время перенесутся в футуристический парк развлечений без правил. Именно так выглядит Westworld, в который попадают хорошо обеспеченные люди, чтобы развлечься — Лас Вегас нервно курит в сторонке! Но однажды в системе происходит сбой, и роботы начинают отходить от игрового сюжета…
О чём фильм. Фильм посвящён жизни робота-полицейского с искусственным интеллектом. Однажды его захватят гангстеры и используют в своих целях, но проникаются теплотой к роботу и даже стараются его воспитывать. Научно-фантастический боевик привлёк внимание необычным составом, в котором на одной площадке встретились канадский актёр Хью Джекман и южноафриканские исполнители Йоланди Фиссер и Уоткин Тюдор Джонс.