Содержание статьи
- 1ОБРАЗ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СЕРИАЛЕ «ЧЕРНОЕ ЗЕРКАЛО» (2011-2019) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»
- 1.1THE IMAGE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE SERIES «BLACK MIRROR» (2011-2019)
- 1.2Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Лещинская Н. М., Колесник М. А., Омелик А. А., Ермаков Т. К.
ОБРАЗ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СЕРИАЛЕ «ЧЕРНОЕ ЗЕРКАЛО» (2011-2019) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»
THE IMAGE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE SERIES «BLACK MIRROR» (2011-2019)
Искусственный интеллект представляет экстраординарные инструменты работы и новое необычное экспериментальное поле для художников в сфере визуального искусства и индустрии развлечений (дизайн игр, кино – CGI и тд), а также упрощает и автоматизирует рутинные процессы. Однако, чем более автоматизированным становится процесс создания произведений искусства, тем выше возрастает ценность идеи, стоящей за ними.
Есть дополнительная революционная опция — прозрачные тени наиболее подходящего изображения могут быть наложены на исходный эскиз, что позволяет художнику дополнить его на основе типичных пропорций лица. Таким образом творчество превращается в итеративный процесс, симфонию автора и машины, которая требует минимальной подготовки человека – машине достаточно намека.
Искусственный интеллект (ИИ) всё стремительнее внедряют в различных сферах. И эти процессы вызывают неоднозначное отношение — от восторженного принятия до полного отрицания. Немаловажную роль в формировании восприятия искусственного интеллекта в обществе играют массовая культура, СМИ, искусство и особенно кино. Настоящая статья посвящена определению ключевых характеристик образа искусственного интеллекта в сериале «Черное зеркало» (2011-2019 гг.). Выбор данного произведения массовой культуры обусловлен тем, что оно способно оказать особенный эффект на зрителя, так как конструирование нарратива в каждом эпизоде выстраивается с опорой на уже существующие изобретения и технологии, что позволяет зрителю очень быстро включиться в проблематику, проявляющую возможные негативные последствия внедрения этих технологий на человека и социум, вплоть до апокалиптических вариантов сценария. Для анализа были выбраны репрезентативные серии, в которых представлены технологии ИИ в их материальном воплощении, показаны принципы их работы и оказываемое на человека влияние
Linchenko, A. A. Za predelami chernogo zerkala: mifologiya budushchego v sovremennom britans-kom fenteziynom seriale. [Beyond the Black Mirror: The Mythology of the Future in a Contemporary British Fantasy Series]. In Filosofiya i kul ‘tura [Philosophy and Culture], 2022, 11, 75-94.
В эпизоде «Повесьте диджея» поднимаются вопросы доверия технологии ИИ и ее возможностям облегчить и упростить человеку даже такие сложные аспекты жизни, как романтические отношения и выбор партнера. Несмотря на позитивный конец, сам образ, хоть и виртуальной, но антиутопии, создает негативный контекст восприятия технологии ИИ и не оправдывает полного доверия к ней, так как в стерильных условиях виртуальной симуляции вряд ли возможно обоснованное принятие решения.
х годах. В результате автор отмечает зависимость характера и интенсивности упоминаний понятия «искусственный интеллект» от политико-экономических явлений, искусственный интеллект рассматривается как положительная технология, внедрение которой неизбежно, а негативные моменты представлены только в качестве неочевидного гипотетического будущего.
на ферме] перебили», — единственная реплика, обозначающая род опасности, который ИИ представляет для человека и всего живого. Фраза эта обозначает вначале некую загадку для зрителя, который может подумать о неких чудовищах-мутантах, которые являются неумолимыми хищниками. «Только не это!» — восклицание героев при столкновении с воплощением технологии ИИ, показывающее, что оно вызывает панический ужас у всех персонажей.
Возможности человека «обмануть» ИИ весьма ограниченны. Спастись от преследователя можно теоретически (и иногда даже героине это удается на практике) теми же приемами, что и в случае столкновения с хищным животным, а именно затаиться и не шевелиться. Другой способ -найти слабое место и ударить точно в цель (в какой-то момент героиня обливает пса краской, лишая его возможности использовать зрительные сенсоры).
Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Лещинская Н. М., Колесник М. А., Омелик А. А., Ермаков Т. К.
• создатели сериала предлагают посмотреть на проблемы, связанные с возможным внедрением технологий ИИ в жизнь, через призму известных мифологических сюжетов (миф о воскрешении в эпизоде «Я скоро вернусь»), или же вписав показанные на экране события в широкий исторический контекст, в котором уже случались катастрофы (сравнение с эффектом, произведенным ядерной бомбардировкой Хиросимы в эпизоде «Металлист»);
Sitnikova, A. A. & Sertakova Ye. A. Khudozhestvennyy obraz iskusstvennogo intellekta v animatsii XXI veka [Artistic image of artificial intelligence in the animation of the XXI century] In Sotsiologiya iskusstvennogo intellekta. [Sociology of artificial intelligence], 2022, 3(2), 57-70. DOI 10.31804/2712-939X-2022-3-2-57-70.
Результат обработки в промежуточных слоях нейронной сети также используется в технологии DeepDreamот компании Google в 2015 г. Результат применения ближе всего к стилю позднего Дали и психоделическому искусству 80-х годов. Если на вход модели подается фотография реального объекта, то результат сложно отличить от работы художника – технология проходит тест Тьюринга. Параметром модели является глубина обработки – фактически номер слоя нейронной сети.
Sitnikova, A. A. Severnyye ekspeditsii i obrazy Arktiki v zarubezhnoy zhivopisi XIX veka [Northern Expeditions and Images of the Arctic in Foreign Painting of the 19th Century] In Severnyye Arkhivy i Ekspeditsii [Northern Archives and Expeditions]. 2022, 6, 1, 240-249.
• образ ИИ, несмотря на в целом традиционно характерную для художественных произведений направленность на проявление негативных сторон новых технологий, выглядит весьма разнообразным и многогранным. Немалую роль в этом играет и то, что авторы эпизодов играют с различными кинематографическими жанрами: это и психологический триллер, и антиутопия, и постапокалипсис;
Раскрытие искусственного интеллекта в таком контексте, на наш взгляд, изначально отводит фокус проблем, рассматриваемых сериалом, от непосредственно искусственного интеллекта в область технологии вообще и, в глобальном смысле, воображаемых медиа вообще — технический контекст «антропологизируется», а конкретная технология становится лишь ширмой общего рассуждения о проблемах «неестественных» связей. Однако дальнейшее развитие событий позволит нам увидеть те отдельные нюансы, которые обусловлены именно спецификой используемого технического устройства.
Мотив, которым руководствуется ИИ в действии, всего один — убивать. Только этот мотив и приводит механизированных псов в действие. «Ослепленный» пес буквально все крушит на своем пути, ничего иного, кроме разрушения и убийства, он не способен сделать. Это может восприниматься метафорически: ИИ слеп и не ведает, что творит.
Искусственный интеллект (ИИ) с каждым днем становится предметом дискуссий всё более широкого круга исследователей, а также обсуждается в ходе обыденных бесед непрофессионалами, теми, кому так или иначе приходилось пользоваться возможностями искусственного интеллекта на практике. Причем, далеко не всегда обыватели отдают себе отчет в том, что в их жизнь уже достаточно прочно вошли цифровые технологии, представляющие